Наш Нижний Тагил — это второй по величине муниципалитет Свердловской области, имеющий богатую историю, свой индустриальный шарм и уникальную природу. Но несмотря на все это, город до сих пор не стал магнитом для туристов, как, например, Екатеринбург или Казань.
Почему туристический потенциал Тагила остается «в тени» и что необходимо для превращения его в привлекательное направление? Корреспондент Реального Тагила решил разобраться в причинах, орудуя лишь фактами, а не домыслами.

Богатая история — неужели мало?
Более 300 лет назад у подножия горы Лисьей появился поселок, ставший промышленным сердцем Урала. За долгие годы Нижний Тагил вырос, обогатился памятниками истории, гигантскими заводами и особой атмосферой «рабочего ансамбля» длиной в три века. Казалось бы — у нас есть всё, чтобы заинтересовать путешественников: завод-музей, старый центр города с уникальными постройками, потрясающие виды с Лисьей горы, научный и промышленный колорит. Но туристу, приезжающему в Россию или путешествующему внутри страны, Нижний Тагил редко приходит на ум как место для путешествия. Почему? Давайте разбираться.
Если взглянуть на карту туристических потоков России, лидерство неизменно удерживают Москва, Санкт-Петербург, Казань, Сочи и города Золотого кольца. Не так давно к ним примкнул и Екатеринбург, который благодаря авиахабу, современным гостиницам, событийным фестивалям и насыщенной экскурсионной программе стал уверенно принимать сотни тысяч туристов в год. За тем, чтобы город был гостеприимным, «продвинутым» и комфортным, следят и власти, и предприниматели. Здесь появляются современные общественные пространства, кафе, креативные кластеры, а городская архитектура становится не только удобной, но и привлекательной для фототуризма.

Почему Екатеринбург — да?
В Екатеринбурге и других крупных городах-полуторамилионниках туризм стал реальной статьёй дохода и точкой роста: здесь строятся новые отели, появляются интересные экскурсионные маршруты, проводятся крупные фестивали, концерты, конгрессы — массовое притяжение гостя стало частью градостроительной политики.
Но Нижний Тагил, несмотря на богатую историю, не вписывается на этом фоне в современные туристические маршруты. Даже по статистике, доля приезжих здесь на порядок ниже: если Екатеринбург в 2023 году принял более 1,5 миллионов туристов, то Тагил — около 50 тысяч, причем большая их часть — командированные и участники выставок.
И опять-таки, если брать за основу привлекательность муниципалитета с точки зрения финансового “выхлопа” для властей и местного бюджета, то наш город существенно проигрывает в этом плане столице Урала. Да что говорить, находится на порядок ниже.

Дак в чём же проблема?
Проблема многослойна и назвать всего только одну причину — это слукавить.
Прежде всего, в Тагиле отсутствует развитая туристическая инфраструктура: гостиниц международного уровня здесь мало, сервис зачастую оставляет желать лучшего, транспортная система явно уступает конкурентам. Не говоря уже о том, что в новостях все чаще пестрят заголовки про транспортный коллапс и слабые потуги местной администрации заверить горожан, что вопрос вот-вот решится.
По факту этого не происходит — в пример приведем главу того же Екатеринбурга Орлова, который не только признал проблемы с транспортом в городе, но и начал их решать. В Тагиле — воз и ныне там.

Все решают продажи
Даже такие известные достопримечательности, как Демидовский завод, музей бронетехники, Лисья гора, работают на узкую аудиторию. Сувениров с тагильским колоритом почти не найти, а гостевые маршруты ограничиваются редкими экскурсиями по старой части города.
Сказывается и репутация города: в массовом сознании Нижний Тагил ассоциируется с промышленностью, серыми заводами, тяжелым климатом и отдаленностью от столиц. В отличие от Москвы, где промышленное прошлое стало модным трендом и точкой притяжения (достаточно вспомнить реновацию «ЗИЛа», арт-кластеры в цехах и выставки о советской промышленности), в Тагиле индустриальное наследие является лишь фоном для городской жизни, а не предмет гордости.
К тому же, туристический маркетинг города практически отсутствует: системной «продажи» Тагила ни на федеральном, ни на региональном уровне не ведется.

Не стоит списывать со счетов и проблему благоустройства. Комфортная городская среда сегодня — один из главных факторов привлекательности. Екатеринбург, Казань, Калининград шаг за шагом превращают парки, старые кварталы, набережные в популярные пространства для отдыха и событий, активно поддерживая частный бизнес, гастрономию и городские фестивали. В Нижнем Тагиле таких проектов пока единицы, и турист, привыкший к качеству городских пространств, не спешит возвращаться. Ну а если уж совсем начистоту, то и сводить гостей особо-то некуда — набережная вдоль пруда с флагштоком да Лисья гора.
Добраться до других мест — проблематично, да и не так они известны широкому кругу. Если только вагонские Пихтовые горы или гальянские Муринские пруды. Но туда туристических маршрутов нет. Как и рекламы.
Не будем подробно о наболевшем — кто захочет приезжать в наш город, когда панорама открывает коричнево-оранжевые клубы непонятно-чего в небе? А исходящий от воды из крана «аромат» отпугивает даже насекомых? Если только открыть направление «экстремального туризма»…

А что, если как у них?
Между тем, примеры российских городов показывают: даже тяжёлое индустриальное прошлое может стать магнитом для туристов. Екатеринбург создает яркие индустриальные туры и выставки, Ижевск гордится музеями оружия, даже Северодвинск развивает направления промышленного туризма. Для Тагила это шанс — при условии активного продвижения, квалифицированного гидоведения, обновления инфраструктуры.
Сегодня нынешним тагильским властям нужно решить: останется ли город «рабочей столицей Урала» для своих жителей, или выйдет в разряд новых точек на туристической карте России. Потенциал есть — это уникальная природа вокруг, старинная заводская архитектура, озера и реки, городские легенды, крупные события вроде выставки вооружений RAE (пусть и в прошлом). Нужно лишь взять опыт крупных городов, вложиться в брендинг, инфраструктуру, сервис и новые городские смыслы.

Но кто будет вкладываться? Мэрия не готова, хотя и издает постановления о развитии городского туристического кластера (как в анекдоте — Вы зайца видели? Нет? А он там есть). Спонсоров найти можно, но где гарантии? Ведь зайти на рынок строительства в Нижнем Тагиле фирмам со стороны очень сложно — даже невозможно.
Молодежь продолжает уезжать из города со словами “здесь нет будущего”, а возвращающиеся домой из поездок в другие города тагильчане говорят так: “Ну вот и наша деревня”.
Пока Нижний Тагил продолжает жить в «режиме инкогнито» для большинства туристов. Но возможности для изменений огромны, стоит только городским властям, предпринимателям и жителям поверить в свой город — и сделать всё для того, чтобы турист, однажды приехав, захотел остаться здесь не на день, а посвятить Тагилу целую поездку. Только в этом случае Нижний Тагил перестанет быть лишь точкой на железнодорожной ветке и обретет статус уральской туристической мекки.