Депутаты нижней палаты парламента в третьем чтении приняли спорные поправки к закону «Об образовании»: 308 проголосовали «за», 95 – «против», 1 воздержался.
Дебаты о целесообразности его принятия шли в медиапространстве на протяжении нескольких месяцев. Многие деятели российской науки выступали категорически против принятия поправок в закон «Об образовании» в том виде, в котором они предлагались.
Среди них астрономы Сергей Попов, Владимир Сурдин, доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук Михаил Гельфанд, кандидат юридических наук Роман Мельниченко, биохимик Георгий и другие. По их мнению, новый закон ставит под удар тех, кто смотрит на мир с позиций науки и пытается донести научные знания в своих уроках, лекциях, выступлениях, зачастую бесплатных для зрителей.
Авторы инициативы мотивировали необходимость законопроекта, как меру по борьбе с искажениями истории и экстремистской деятельностью. А также как один из способов защиты традиционных ценностей.
Поправки в «Закон об образовании» наделяют органы госвласти ещё большим правом контролировать и определять условия и порядок ведения научно-просветительской деятельности.
Инициаторы внесения поправок, такие как председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, отметил, что некоторые «просветительские программы часто сводятся к обучению – к тому, как бороться с полицией во время массовых манифестаций».
Полемизируя с Никоновым, депутат от КПРФ Олег Смолин заявил: «Россия нуждается в просвещении так, как не нуждалась много лет. Треть населения неграмотна и не способна отличить лженауку от науки. Половина населения не знает свою историю, и думает, что царя свергли большевики… Закон идет в разрез с отечественной традицией, которая говорит, что просвещение – это благо».
При этом под запрет не попадает деятельность различных «коучей», «гуру», «инфоцыган», контактёров с потусторонними сущностями, пропагандистами псевдославянских сект и прочего. Связано это с тем, что обычно они не позиционируют свою деятельность, как просветительскую.