Российские авиаперевозчики выражают опасения по поводу ухудшения своего финансового положения и потенциального отзыва сертификатов эксплуатанта, что связано с накопленными долгами за лизинг иностранных самолетов. После введения санкций в 2022 году многие авиакомпании прекратили выплаты лизинговых платежей. В 2025 году российские бизнесмены получат возможность списать подобные долги, однако на эти суммы будет начислен налог на прибыль, который со следующего года составит 25%, сообщает издание «Известия».
Проблема была изложена в письме, направленном генеральным директором авиакомпании NordStar Леонидом Моховым в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта.
По информации пресс-службы Минфина, согласно положениям Налогового кодекса России, списанная кредиторская задолженность рассматривается как доход и подлежит налогообложению.
Погашение такого налога в 2025 году представляется сложным процессом, что может привести к банкротству ряда авиаперевозчиков, отзыву сертификатов эксплуатанта и перераспределению рынка самолетов в пользу крупных компаний, о чем предупреждают эксперты отрасли.
По данным Росавиации, более 30 авиакомпаний занимаются пассажирскими перевозками в России. Однако по сведениям NordStar только «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и S7 Airlines смогли выкупить лизинговые самолеты с использованием средств Фонда национального благосостояния.
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта в настоящее время разрабатывает предложения по внесению поправок в Налоговый кодекс, чтобы защитить интересы авиакомпаний.