Количество жалоб, поступающих в Центральный банк России от граждан, которые фактически теряют доступ к банковским услугам из-за внесения в базу подозрительных операций и счетов, значительно увеличилось. Согласно статистике Банка России, число обращений, связанных с действиями кредитных организаций, возросло на 18,3% и теперь составляет 140,8 тысяч. В Центробанке объяснили, что это связано с резким увеличением на 93,5% жалоб в категории «Мошенничество», сообщает издание «Известия».
Основная часть обращений касается вопросов исключения данных о владельцах счетов из базы дропов, уточнили в пресс-службе регулятора. Также было отмечено, что 28% от общего числа жалоб о мошенничестве составляют именно такие обращения.
По итогам первых трех кварталов 2024 года доля жалоб в категории «Мошенничество» составила 14,6% от общего объема поступивших обращений. Это означает, что более 5,7 тысячи человек обратились в ЦБ с просьбой исключить их из данной базы, как указано в расчетах.
В 2023 году этот показатель составлял 9%, что позволяет предположить, что примерно 2,9 тысячи человек уже сталкивались с проблемой включения в реестр ЦБ. Таким образом, количество жалоб на попадание в базу и последующую блокировку счетов удвоилось.
«По результатам рассмотрения большинства обращений были вынесены отрицательные решения — не было оснований для исключения сведений из базы данных регулятора, так как банки подтвердили наличие признаков мошенничества по операциям таких клиентов», — заявили в Центробанке.
Клиенты, объявленные дроперами, фактически теряют возможность пользоваться дистанционным банковским обслуживанием. Их счета, карты, приложения и личные кабинеты в интернете блокируются во всех кредитных организациях.
Снять свои деньги они могут только при личном обращении в отделение, предоставив доказательства законности происхождения средств. Если же ЦБ отказывает в исключении из базы, человеку придется искать правды в суде.