В октябре 2023 года в России было реализовано 13 246 грузовиков. Агентство «Автостат» информирует о том, что по сравнению с предыдущим месяцем этот индекс увеличился на 28,8%, и на сегодняшний день 65% российского рынка занято грузовиками китайского производства. Появление на российском рынке менее известных марок китайских грузовиков, а также их дальнейшая эксплуатация вызывают обеспокоенность на разных уровнях — от транспортных компаний, использующих эти машины, до инженеров, чиновников и работников таможни, сообщает издание ridus.ru.
В 2023 году в НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ» были проведены испытания грузовиков категории N3, выпускаемых в Китае, в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза 018/2011. Результаты тестов выявили множество несоответствий по различным параметрам.
Наиболее серьезные из них касаются правил Европейской экономической комиссии ООН R13 и R79, которые относятся к рулевому управлению и тормозной системе. В ходе испытаний было установлено, что эффективность торможения передней оси оказалась ниже нормы, а тормозной путь превышал стандартные значения на 13 метров.
Проблемы с управляемостью китайских грузовиков также создают повышенные риски ДТП. Эксперты выявили несоответствия стандартам по системе управления в случае отказа усилителя руля, а также при входе в поворот с радиусом 20 метров на скорости 10 км/ч. Кроме того, зарегистрированы нарушения в области усилия на рулевом колесе.
Также были обнаружены несоответствия требованиям правила о подтверждении официального типа № 24-03, касающиеся работы систем впуска и выпуска.
В области пассивной безопасности также были выявлены нарушения, включая правила R58 (задняя защита), R73 (боковая защита) и R61 (внешние выступы). Эксперты выразили недовольство несоответствием геометрических размеров задней противоподкатной и боковой защиты, а также наличием выступающих частей в конструкции автомобилей, которые могут представлять угрозу для других участников дорожного движения.
Данные исследования показывают расхождения между сертифицированными типами транспортных средств и реальной техникой, которая поступает на территорию России различными путями и используется в эксплуатации.
Для решения сложившейся ситуации был разработан проект изменений к Постановлению Правительства РФ № 1212 «О некоторых вопросах, связанных с введением в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства».
Этот проект вводит процедуру идентификации импортируемой техники. На данный момент он прошел публичное обсуждение и с 2023 года находится на стадии согласования.