На главный питьевой водоём Нижнего Тагила — Черноисточинский пруд надвигается новая угроза, которая может стать для него смертельной.
Цена охранной грамоты
Осенью минувшего года общественность Нижнего Тагила и пригорода всколыхнуло известие, что на реке Бобровке около села Елизаветинское, планируется начало добычи полезных ископаемых на территории 6,28 км2. Для этого предполагается вырубить 50 гектаров леса.
В бобровских землях закопаны демантоиды, золото и платина – они и стали целью залётных золотопромышленников. Для извлечения полезных ископаемых применяются различные технологии, но ни одну из них нельзя применять на Бобровке, поскольку эта речка впадает в Верхний прудок, а далее — в Черноисточинское водохранилище.
Бобровский участок находится в границах зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Нижнего Тагила, о чём есть санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора от 4 апреля 2019 года. Так же есть приказ № 676 Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 26 апреля того же 2019 года о зонах санитарной охраны Черноисточинского водохранилища, которым определены запреты на ведение деятельности в границах поясов санитарной охраны.
Поэтому понятна обеспокоенность эколога-общественника Рамиля Хакимова, который заявил: «Наш Черноисточинский пруд и без того является объектом экологической катастрофы. Но антропогенное воздействие всё усиливается. В верховьях реки Бобровки теперь будет вырублено много леса. Но и так в реке уже вода оранжевого цвета».
Казалось, что охранная грамота областного Министерства природы и экологии — непробиваемый щит от покушений на здоровье и благополучие людей, живущих в Нижнем Тагиле и его окрестностях.
Но 28 сентября 2020 года Департамент недропользования по Уральскому федеральному округу издает приказ №346 «О проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи демантоидов, золота, платины из россыпных месторождений на участке Бобровский в Свердловской области».
Аукцион проходит 17 ноября 2020 года. А уже на следующий день появляется приказ № 128 Департамента недропользования по УрФО об итогах аукциона «на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи демантоидов, золота, платины из россыпных месторождений на участке Бобровский в Свердловской области».
Победителем стала ООО «Артель Старателей Июсская» из холдинга «Сибзолото», зарегистрированная в Красноярске. Она получила на 25 лет участок Бобровский, выложив за это 2,5 миллиона рублей. Стоит сказать, что в аукционе участвовало несколько уральских компаний, но выбор был сделан в пользу красноярских подрядчиков.
В двенадцать раз дороже золота
Так оценивают обработанный минерал. «Демантоид — самый редкий и дорогой ювелирный камень из группы гранатов. Цветность камня варьируется от золотисто-медового оттенка до насыщенного зелёного цвета. Дисперсия демантоида выше, чем у алмаза – 0,057/0,044. Это вызывает более выраженную игру света на гранях, что особенно заметно при искусственном освещении. Наиболее крупные месторождения демантоида находятся на Среднем Урале».
Особо ценятся Бобровские демантоиды, найденные здесь во второй половине позапрошлого века. Четверть столетия назад здесь работала горнорудная компания НТМК. В бурные девяностые градообразующее предприятие занималось не только профильными металлургическими делами, но даже собирало видеомагнитофоны и добывало демантоиды. В этих работах принимал участие геолог, бывший депутат городской думы, член комитета по экологии Сергей Хребтиков. Ему прекрасно известен этот участок, и специалист понимает, какой чудовищный ущерб могут нанести работы по добыче драгоценных камней и металлов не только природе, но и всему живому на этом участке.
Бывший начальник службы безопасности артели «Старатели Тагила» Валерий Басовский вспоминает, что в 90-е годы Бобровское месторождение атаковалось «хитниками», как исстари именуют их на Урале, – это чёрные копатели, которые вгрызаются в недра своими норами, выискивая желанные демантоиды. Вместе с сотрудниками милиции служба безопасности отлавливала по 8-10 хитников за один рейд, забирая у них мешочки с зелёными камушками. Интересный и важный факт – все хитники имели прописку в Челябинской области и целенаправленно забрасывались на Бобровку, как диверсанты. Кто-то курировал их работу.
Дело в том, что даже Свердловская ювелирная фабрика не бралась за обработку демантоидов, название которых переводится как «алмазоподобный». По словам господина Басовского, московские ювелиры сделали из наших демантоидов гарнитур и выставили его на аукционе. Зелёный демантоид считается «мусульманским» камнем, поэтому гарнитур ушёл по совершенно бешеной цене в один из арабских эмиратов.
А золото и платина добываются в России ежегодно десятками тонн…
Если демантоиды дороже драгметаллов на порядок, то почём нынче здоровье?
Артель Июсская – бумажный тигр?
ООО «Артель Старателей Июсская» зарегистрирована в Красноярске на улице 26 бакинских комиссаров. Но у неё есть представительства на Урале и в Москве. Она входит в холдинг «Сибзолото». Наиболее известна артель «Сисим», которую возглавляет Максим Корольков. Известность эта печальная. В 2019 году случился прорыв самодеятельной дамбы на золоторазработках, погибло 14 человек старателей и 20 пострадало. Это произошло из-за нарушений техники безопасности. После инцидента прессу заинтересовала контора «Сибзолото».
Как следует из открытых источников, за холдингом «Сибзолото» стоят ещё три человека: Сергей Ковальков — гендиректор «Артели старателей Хакасия», Алексей Дворецкий — директор «Артели старателей Июсская» и Алексей Гурьянов — директор «Артели старателей Ангара-Север» и по совместительству гендиректор самого холдинга «Сибзолото».
В рекламных релизах артели холдинга представлены предприятиями с современной технологией, с прекрасными бытовыми условиями для работников. Правда в соцсетях бывшие работники пишут об отсутствии постельного белья, чёрной зарплате и собачьих условиях. При этом текучка такая, что некий анонимный пользователь форума даже в лицо не успевал запомнить сослуживцев.
Руководители холдинга твердят, что они бесконечно радеют о сохранении родной природы. Однако многочисленные материалы в СМИ показывают, что после себя артели «Сибзолото» оставляют каменистую пустыню. Вдоль русла одной из обезображенных рек золотодобытчики решили посадить в качестве компенсации за нанесённый ущерб дубки. Но все деревья погибли.
Об «Артели старателей Июсская» в одном из документов говорится, что организация занимается добычей россыпного золота на «…территории Челябинской области, республики Тыва и республики Хакассия». Один из руководителей свердловского золотодобывающего предприятия, которому довелось побывать на территории, где проводила работы «Июсская», сказал коротко: «Это Хиросима».
По бумагам в ООО «Артель старателей Июсская» числится 22 человека. Данных о прибыли и выручке по артели «Июсская» в базе «СПАРК-интерфакс» нет. По мнению специалистов, работающих в сфере добычи, это сделано умышленно. Такой «чистой» организации проще выигрывать аукционы. По сути, это пустышка, которую можно наполнять нужным содержанием и необходимым числом работников.
Что ищет он в краю чужом?
Все-таки не может не удивлять решение Департамента природопользования по Уральскому федеральному округу, который отдал право разработки Бобровского месторождения красноярской организации. Решение было принято, напомним, 18 ноября 2020 года. А только за первую половину позапрошлого года ООО «Артель старателей Июсская» получила 38 (тридцать восемь!) предписаний Роспотребнадзора.
По информации из наших источников, лицензию артели «Июсской» удалось получить благодаря вмешательству Константина Струкова, который лично знаком с заместителем начальника Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу Вадимом Сергеевичем Бабаковым.
Константин Иванович Струков — президент группы компаний «Южуралзолото» — «российский шахтёр, предприниматель, политический деятель», как пишут о нем официальные справочники.
Господин Струков — богатейший житель Челябинска, миллиардер, почётный гражданин Челябинской области, полный кавалер знака «Шахтерская слава», вице-спикер Заксобрания Челябинской области. Говорят, эта должность была создана специально для него.
«Реальный Тагил» обращался к вице-спикеру Челябинского Заксобрания с запросом о его возможном участии в деятельности ООО «Артель старателей Июсская». Но был получен ответ, что согласно запросам Заксобрания, никаких следов участия К.И. Струкова в деятельности частного предприятия не обнаружено. Вице-спикер — вне подозрений.
СМИ уже писали о попытках южноуральского бизнесмена закрепиться на добыче драгметаллов в Свердловской области, вытеснив такого конкурента, как артель «Нейва». Но эти попытки оказались неудачными.
Возможно, эксперимент с ООО «Артель Старателей Июсская» — попытка зайти с другой стороны. Артель имела опыт работы в Хакассии – в Красноярском крае. Там тоже применялась технология подземного выщелачивания. Окружающая среда после этих работ, как говорят очевидцы, превращается в выжженную пустыню.
Яд с водой из кухонного крана?
Вроде, ничего удивительного – коренное и россыпное золото на Среднем Урале добывалось веками. Все малые речки и ручьи изрыты старателями. Умельцы мыть золото имелись практически в каждой семье, благо из «оборудования» нужны были ковшик, лоток да кайло с лопатой.
Специалисты опасаются, что затея на золотоносных берегах Бобровки может быть связана с так называемым подземным выщелачиванием драгоценных и цветных металлов. Для этого бурится серия скважин, куда закачивается агрессивная жидкость, растворяющая драгоценные металлы. Затем жидкость выкачивается, увозится на переработку, где из раствора извлекают золото и платину. Такой способ добычи в два-три раза дешевле, чем разработка карьеров или устройство шахт.
Беда в том, что ООО «Артель Старателей Июсская» для растворения металлов использует самый дешёвый метод, который называется цианированием. Это целая линейка препаратов: цианид натрия NaCN, цианид кальция Ca(CN)2 и иногда цианид калия KCN. Если справиться в Википедии, то можно с ужасом обнаружить, что после названия каждого из трёх препаратов отдельной строкой ясно и просто написано слово из двух букв: «Яд».
При описании этих веществ перечисляются признаки боевых отравляющих веществ, которые граждане старшего поколения «проходили» на занятиях по гражданской обороне – тот же запах миндаля и т.д. Но яд, он и под землей яд. А как поведут себя подземные ёмкости воды, которые соединяются между собой, никто предсказать не может.
Уж в водах реки Бобровки цианистая отрава окажется непременно. Бобровка сливается с речкой Чёрной, впадает в Верхний прудок и по Ушковской канаве её воды оказываются в Черноисточинском пруду – главном питьевом водоёме Нижнего Тагила.
Совместными усилиями власть и общественность борются с сине-зелёными водорослями, а тут может появиться новая цианистая беда.
Кто остановит Июсскую?
По словам экологических активистов, якобы уже сейчас работы ведутся в природоохранной зоне. Поэтому они просят отозвать лицензию компании на разработку нового месторождения и прекратить добычу ресурсов в природоохранной зоне. Если этого не произойдёт, жители готовы устраивать акции протеста и не допустить разработку недр.
«Товарищи из министерства природных ресурсов области должны связаться с департаментом по недропользованию и отменить данное решение. Конкурс должны выиграть организации, которые лучше охраняют экологию. Недра на новые разработки были проданы за 8 млн. руб. Это копейки. А их методы добычи, насколько я могу судить, грязные и неэкологичные. Там должен быть особый режим пользования ресурсами, так как это природоохранная зона», — делится своим мнением эколог-горный инженер Сергей Хребтиков.
Если атака цианитами будет предпринята на водоохранную зону – своё слово должна сказать Нижнетагильская межрайонная природоохранная прокуратура.
Интересна позиция администрации Горноуральского городского округа. Неужели добыча золота и платины могла начаться без их ведома?
Сразу вспоминается история десятилетней давности, когда московские воротилы чуть не превратили в кубовидную щебёнку памятник природы Юрьев камень. Только благодаря общественности и здравомыслящим людям во власти удалось спасти уникальный объект и пруд. Можно себе представить, во что бы превратилось водохранилище, куда насосы водоотлива начали бы скачивать из карьера воду с остатками взрывчатки. Работая как азотное удобрение, тринитротолуол в разы бы увеличил массу сине-зелёных водорослей.
Кстати, добро на уничтожение Юрьева Камня в своё время дал тогдашний глава Горноуральского городского округа Александр Семячков. Его не посадили, а в январе текущего года нынешние правители пригорода присвоили ему звание почётного гражданина ГГО.
Берега реки Бобровки уже в ближайшее время рискуют превратиться в очередной Юрьев камень для многострадальной экологии свердловской области.
По имеющейся информации, договор с артелью заключён на двадцать пять лет. За четверть века можно добиться, что в водохранилище переведутся не только сине-зелёные водоросли, но и всё живое. И новый удар Черноисточинский пруд может не выдержать.