Публикация, размещённая на сайте «ЕАН», сообщает, что факты насилия вскрылись случайно. Внимание на неадекватное поведение детей обратили школьные педагоги и психологи.
Семья, о которой идёт речь в журналистском расследовании, находится на хорошем счету в Администрации Нижнего Тагила, ведь через неё прошло более 20 приёмных детей. Чиновники мэрии не жалеют лестных эпитетов, ставя в пример мать-героиню, имеющую государственную награду.
Однако, как следует из журналисткой публикации, жизнь в приёмной семье для многих детей иначе, как безрадостной, назвать сложно. В настоящее время под одной крышей там проживают десять разновозрастных детей, взятых женщиной из ребцентров и неблагополучных семей.
Необходимо отметить, что в соответствии с существующим законодательством, лицо, осуществляющее опеку над ребёнком, получает от государства выплаты за его воспитание и пособие на покупку воспитаннику необходимых вещей. Чем больше в семье опекаемых детей, тем больше выплат получает опекун. Глава семьи, о которой шла речь в публикации «ЕАН», предпочитала брать из неблагополучных семей на воспитание не одного ребёнка, а вместе с братьями или сёстрами. Это условие прямо прописано в законодательстве, родственников разлучать запрещается.
Некоторое время назад педагогам одной из школ, в которой проходят обучение опекаемые в этой семье дети, стало казаться, что дети дома подвергаются психологическому насилию. В основном, странным поведением отличались мальчики. Как выяснилось, приёмная мать больше заботилась о девочках. Мальчишки могли посещать школу в старых не по размеру вещах, неухоженными. При этом, прояснить ситуацию учителям не удавалось. Опекунша не шла на совместные консультации у психологов, а в случае возникновения угрозы её власти, обращалась напрямую к чиновникам городской Администрации, находя у них понимание и защиту. На проверки, предпринимаемые службой опеки, все подопечные матери-героини, все без исключения дети одевались в нарядную новенькую одежду и предлогов для вмешательства, казалось бы, не имелось. Правда, как указывает один из педагогов, принимавших участие в подобной проверке, однажды «братья из двух семей собрали вещи и умоляли специалистов забрать их обратно в приют. Но формальных причин для этого у проверяющих инстанций не нашлось.» Позже дети отказались от своих слов, как полагают учителя, под воздействием матери.
Некоторое время школьные учителя недоумевали по поводу того, что учащиеся из этой семьи на уроках выглядят заторможенными, сонными. Вскоре выяснилось, что приёмная мать зачастую отправляет этих детей на лечение в психиатрический диспансер Екатеринбурга, не имея для этого особых причин. Возможно, причина кроется в том, что семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, получает за это доплату.
«Она сама делала из детей с вполне сохранным интеллектом, пусть и с некоторой запущенностью, пациентов с психическими отклонениями. И, как мне кажется, намеренно. Один мальчишка попал ко мне на занятие в первом классе развитым по возрасту, а к пятому классу она «сделала» ему диагноз ЗПР», — сообщил корреспондентам «ЕАН» специалист-психолог.
Ребёнок, которому поставлен диагноз психического заболевания, может быть отправлен опекуном обратно в детдом или на лечение в клинику. На его место может быть взят новый воспитанник.
Один из таких детей, с которым проводили работу психологи, и рассказал взрослым о происходящем в семье. Педагоги узнали, что заслуженная опекунша нередко, наказывая воспитанников, лишала их еды, запрещала заходить на кухню, отбирала очки и другие вещи, в присутствии посторонних называла подопечных «дураками и дебилами».
В ходе разбирательства вскрылся вопиющий факт сексуальных насилий над одним из воспитанников, которые совершал над ним старший брат. В квартире, где проживают воспитанники, установлены видеокамеры, поэтому приёмная мать, вероятно, была в курсе происходящего, но в течение целого года не предпринимала никаких мер. Лишь когда в августе пришла пора забирать несовершеннолетнего насильника из детдома, куда от был сдан опекуншей весной, женщина написала на него отказную. В ней она указала причиной отказа вернуть ребёнка в семью случаи сексуального насилия того над братом. При расспросе пострадавшего тот рассказал, что насилию подвергалась и его сестра, о чём опекунша умолчала, хотя девочка обращалась к ней за защитой.
Как пишет информационное агентство «Европейско-Азиатские новости», полиция Нижнего Тагила опрашивает работников службы опеки, учителей, детей, входящих в приёмную семью. Журналисты «ЕАН» в своей публикации просят считать материал официальным обращением в следственный комитет с просьбой взять на контроль расследование происходящего в данной семье