Но в этом уверены не все.
С первого сентября в регионах России верифицированные агентства ритуальных услуг попадут в специальный реестр, который будет размещен на сайтах государственной и муниципальных властей. Мера призвана повысить прозрачность оказываемых услуг, повысить информированность населения о позициях в отрасли, упростить оформление соответствующих документов и не только.
Предполагается, что таким образом будет решено много проблем похоронной отрасли, в частности, ее темной стороны. Работа в этом направлении запланирована в рамках Национального плана развития конкуренции в России на 2021-2025 годы, рассказали в Минцифры и подтвердили в ФАС «Известиям». Нововведения не коснутся регулирования ценовой политики со стороны государства, отметили в антимонопольной службе.
Меру уже поддержали комитет Госдумы по экономической политике и Минстрой. Последний готовит предложения по регулированию деятельности ритуальных агентств.
«Эту проблему нужно решать комплексно: это и прозрачность цен, и доступность свободных мест на кладбищах, и контроль за теми, кто может оказывать населению эти услуги, ведь сейчас этим может заниматься кто угодно, в законе это никак не прописано», — подтвердила информацию зампред комитета Госдумы по ЖКХ Светлана Разворотнева.
Публикация цен поспособствует «обелению» рынка отрасли, в которой до сих пор существует значительный теневой сегмент бизнеса, заявил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов.
«Всё должно работать с точки зрения законности и человечности. Например, чтобы не было навязчивых звонков от недобросовестных предпринимателей, которые таким образом пытаются заработать. С этой точки зрения реестр — одна из тех мер, которая будет полезна для рынка, хотя она не решит все проблемы», — добавил парламентарий.
По его словам, в минувшем году проблему «теней» в сфере ритуальных услуг уже пытались решить в аналогичном формате. Однако инициативу пришлось отложить в долгий ящик из-за СВО и необходимости поддержать народ в непростой экономической ситуации. Например, мера предлагала выдавать официальные разрешения на похоронную деятельность через Госуслуги и создать черный список для недобросовестных компаний.
Некоторые игроки рынка отнеслись к инициативе со скепсисом. Даже если бизнес обяжут публиковать стоимость ритуальных услуг, не факт, что все будут делать это добросовестно:
«Кто-то просто что-то не допишет в прайсе», — предположила председатель правления ассоциации «Башритуал» Галина Рублева.
Подобная практика, по ее словам, существует в Москве – если брать цены на услуги с сайтов агентств, может показаться, что в Москве похоронить человека дешевле, чем в Башкирии. На практике же стоимость будет выше из-за массы дополнительных услуг:
Человек заходит на сайт фирмы, выбирает какую-то услугу, а потом оказывается, что, например, в нее включена машина, но нет копки могилы и бригады, которая будет нести гроб», — пояснила Рублева.
Также инициатива не будет работать ввиду экономических факторов, считает председатель профсоюза работников сферы ритуальных услуг Москвы Антон Авдеев. Стоимость услуг постоянно меняется и возникает вопрос, кто будет контролировать ее отображение в реестре:
«Например, только в ГБУ «Ритуал» свыше 5 тыс. наименований товаров, каждый квартал их стоимость корректируется. Кто будет делать на уровне органов власти совершенно сумасшедшую работу, чтобы это всё контролировать?»
Юрист в ритуальной сфере Елизавета Потемкина, напротив, поддерживает предложенные изменения в отрасли, но для этого в реестре должны быть опубликованы цены всех участников рынка – и бизнеса, и муниципальных, и региональных агентств. При этом ведение реестров должно быть объективным, чтобы сохранить дух добросовестной конкуренции:
«Их должна составлять либо сама ФАС, либо ее региональные управления, либо департамент/отдел в мэрии, не связанный с похоронным бизнесом, то есть не курирующий государственную или муниципальную специализированную службу, оказывающую ритуальные услуги».
Актуальный закон для сферы, принятый в далеком 1996 году, провоцирует массу проблем в отрасли и должен быть законодательно пересмотрен. Например, существует практика «слива» данных о покойнике медучреждениями. Так похоронщики узнают о смерти граждан и, связываясь с их родственниками, предлагают тем индивидуальные прайсы.