Военно-патриотическое воспитание в Тагиле: Миссия и вызовы Сергея Белоусова
17.02.2025
1624

Сергей Белоусов: «Учитель несет своим ученикам не только свет, разум, добро, но и способность стать гражданином с человеческим достоинством»

Сергей Орестович Белоусов – фигура в городе известная – он руководитель военно-патриотического клуба «Витязь», учитель, преподаватель педвуза, кандидат философских наук и прочее, и прочее. Достижения Белоусова и его воспитанников неоднократно отмечены на областном и федеральном уровне.

По символическому совпадению наш тагильский Белоусов оказался однофамильцем Министра обороны РФ – Андрея Белоусова. И дело, на наш взгляд, не только в совпадении фамилий, но и общности задач, которые хотели бы решить министр и его тагильский единомышленник.

О том, что тревожит Сергея Орестовича, с какими препонами приходится сталкиваться, если жизнь посвятил воспитанию молодого поколения — в нашей беседе  с человеком, который привык служить делу, а не лицам.

КОРР: —  Сергей Орестович, говорят: не дай бог жить в эпоху перемен. Вам довелось работать с молодым поколением на протяжении трех десятков лет, когда произошли тектонические сдвиги  в политике, экономике и в сознании людей. Как удалось выстоять и продолжать работу по воспитанию патриотов?

БЕЛОУСОВ: — За 38 лет работы в системе образования испытал и повидал всякое. Отслужив в армии, по рекомендации военкомата был направлен в школу преподавателем начальной военной подготовки. Военрук в советской школе — второе по значимости лицо (после директора) – нагрузка была небольшой, но дисциплина, порядок, дежурство полностью лежали на нем. Каждый месяц горком комсомола и военкомат проводили различные соревнования, подготовка ребят к ним затягивалась до вечера. Всем было интересно – формировался дух коллективизма и здорового соперничества, стали появляться первые разрядники по стрельбе и силовым единоборствам. Рядом всегда были старшие товарищи – военруки (в основном, участники Великой Отечественной войны) помогавшие и словом, и делом.

КОРР: — Я помню, что во многих школах появились тиры, полосы препятствий, чего стоила одна всесоюзная игра «Зарница» …

БЕЛОУСОВ: — Но в 1991 году, в результате переворота, сменилась власть, поменялась идеология. Армия и начальная военная подготовка стали не нужны. Из кабинетов НВП исчезла вся материальная база и воспоминания о ней. Мне пришлось перейти в учителя черчения и физкультуры.

КОРР: — Держава без армии, будь то демократия или диктатура, немыслима. Здравый смысл возобладал?

БЕЛОУСОВ: — Конечно. В 1993 году, благодаря преподавателям военной кафедры Свердловского пединститута, вышло первое в России пособие по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Через два года «подключилась Москва» — были выпущены первые учебники по ОБЖ. Удалось спасти некоторые разделы НВП, в том числе учебные сборы со старшеклассниками.

КОРР: — Но эта перетряска, временная безработица сказалась на судьбах опытных преподавателей?

БЕЛОУСОВ: — Да, многие военруки были вынуждены уйти из школы. Уйти с горьким чувством обиды. Ну, а нам, молодым, надо было зарабатывать на жизнь. Вместе с преподавателем первой школы Л.Б.Лузиным я был направлен в областной институт развития регионального образования для сдачи экзаменов. Успешно преодолев все испытания, стали первыми в Нижнем Тагиле преподавателями ОБЖ высшей категории. Затем уже «на месте», в Нижнетагильском ИРРО, обучали и готовили собственные кадры.

КОРР: — Практика оказалась критерием истины, которая была закреплена кровью в горячих точках. Это стало стимулом для дальнейшего развития дела вашей жизни?

БЕЛОУСОВ: — В 2002 году мы вышли на новый уровень – совместно с преподавателями химико-биологического факультета Нижнетагильского пединститута открыли факультет «Безопасность жизнедеятельности» — сначала для заочников, а с 2005 года была создана очная форма обучения со второй специальностью – «Физическая культура». Горжусь тем, что принимал в этом самое непосредственное участие, написал для студентов 16 учебных программ, пособия, защитил в МГУ им. М.В. Ломоносова кандидатскую диссертацию по философии. Многие бывшие студенты сейчас уже ученые и руководят нашим факультетом (кстати, одним из лучших в институте). Вот так и проработал я 14 лет, совмещая работу в институте с работой в школе. Каждые 5 лет (6 раз) подтверждал высшую категорию по ОБЖ. В 2024 году наступила очередь седьмой.

КОРР: — Как вообще сейчас проходит процедура подтверждения категории в Свердловской области?

БЕЛОУСОВ: — Минули времена, когда каждому учителю давали право лично и очно огласить комиссии результаты своей «трудовой пятилетки». Нынче все решает аттестационная комиссия Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.  Могу без ложной скромности заявить, что тысячи воспитанников служат Отечеству в силовых структурах, преподают, строят, лечат, пишут диссертации. К седьмой аттестации решил посчитать количество дипломов и грамот своих учеников-курсантов. Их оказалось 585. Кубков и призов – 73. Отобрал за последние пять лет и через Госуслуги (как требует аттестационная комиссия) направил необходимый пакет документов. Через неделю получаю отказ – неправильно указана должность. Выходит, товарищи из министерства ничего не слышали о том, что Постановлением Правительства РФ от 11.07.2024 г. № 940 должность «преподаватель ОБЖ» переименована в должность «преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины». 9 (девять раз) я отправлял документы, но ничего не смог доказать. Тогда пошел на хитрость – собрал все документы в одну папку и прикрепил копию Постановления Правительства РФ № 940.

КОРР: — Вас поздравили с победой?

БЕЛОУСОВ: — Видимо, крыть было нечем, «успокоили» — заявление зарегистрировано. Но вскоре из пришла от Госуслуг 11-ая(!!!) ссылка — мои достижения соответствуют должности педагога дополнительного образования, а не преподавателя-организатора  основ безопасности и защиты Родины.

Чем был уникален курс ОБЖ в рамках школьной программы? Своей тесной связью со всеми школьными дисциплинами!

«История» (в ОБЖ – «История развития Вооруженных Сил России»); «География» («Чрезвычайные ситуации природного характера»): «Химия» («Химическое оружие», ЧС техногенного характера»); «Биология» («Бактериологическое и биологическое оружие»); «Физика» («Ядерное оружие»): «Физическая культура» («Прикладная физподготовка»); «Математика» («Решение расчетных задач при возникновении и ликвидации ЧС). Отводилось место и духовному развитию – литературе, музыке, русскому языку. В рамках учебных сборов десятиклассники изучали стрелковое оружие, многие из них участвовали в различных соревнованиях и конкурсах (как учащиеся школы!) И всё это, заметьте, в рамках курса ОБЖ.

КОРР: — Есть основания полагать, что уровень образования и культуры Ваших выпускников на порядок выше, чем у некоторых чиновников из министерской комиссии.  И это не гипербола, не натяжка – в управлении образования зачастую оказываются люди, не способные работать в школе, поддерживать элементарную дисциплину в классе. Как могут такие специалисты оценить чей-то успех?

БЕЛОУСОВ: — Да, знание нормативно-правовых документов у некоторых чиновников иногда «хромает» (ну прям, как у Винни Пуха правописание). Стратегии развития образования аж до 2040 года – это, конечно, здорово. Но для работы необходимо изучить хотя бы приказ Министерства просвещения РФ от 30.08.2024 г. №620, в котором черными буквами по белому листу записано, «Всероссийский конкурс «Сыны и Дочери Отечества» при поддержке Министерства обороны РФ включен в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий. В 2023 и в 2024 году мои воспитанники стали победителями Заключительного этапа в Москве, а мне были вручены дипломы «Наставник».

КОРР: — Сергей Орестович, Вас мэр Владислав Пинаев поздравил с победой в этом престижном федеральном конкурсе?

БЕЛОУСОВ: — Размышляя вместе с вами над сложившейся ситуацией, хочу сделать некоторые предположения.  Вполне возможно, что  комиссия  имела черный список – кого надо любым путем остановить. Чашу терпения чиновников  от образования могли переполнить  опубликованные на вашем сайте критические статьи в их адрес. В октябре 2024 года я захотел по просьбе коллег принять участие в конкурсе института развития образования «Лучший преподаватель». Так меня даже на порог не пустили. Кстати ИРО тогда руководила нынешний и. о. министра образования Светлана  Тренихина, а будучи первым замом, курировала аттестацию учителей Екатеринбурга. Как материалист, я в совпадения не верю, но знаю исполнительность и рвение чиновницы, которая стала лицом образования Свердловской области.

КОРР: — Неужели мы завершим наш разговор на этой печальной ноте?

БЕЛОУСОВ: —  Вряд ли надзорные органы региона будут проводить проверки  в тренихинском «королевстве». Но мой пример– лишь один из многочисленных случаев нарушений. Хочу напомнить областным высокопоставленным чиновникам одну простую истину – «раболепие в своей готовности к безмерному унижению готово на самые низкие, а в отдельных случаях почти безумные поступки». А учитель несет своим ученикам не только свет, разум, добро, но и способность стать гражданином с человеческим достоинством.

Беседовал Валерий Климцев

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии