Попытки воссоздать конструкцию, на которую можно было бы опереться накануне грядущих выборов, видятся не более чем потугами построить на пепелище убогий шалаш.
Отдел по взаимодействию с некоммерческими организациями в конце 2021 года заметно лихорадило. Должность начальника данного отдела не столь уж почётна, синекурой её не назвать, и популярности она не добавляет. Долгое время руководила отделом Татьяна Сащенко. Несколько раз она оказывалась объектом внимания со стороны Нижнетагильских СМИ, и каждый раз упоминалась нелицеприятно.
В частности, в 2018 году в её отделе происходил обыск, она получала выговор от Владислава Пинаева и считалась кандидаткой на отставку. Однако на том этапе ей удалось удержаться в своём кресле.
В ведомстве Сащенко бытовало мнение, что чем меньше внимания уделять общественным организациям – тем оно и лучше. Слабые исчезнут, сильные останутся. Поэтому особого содействия, например, городским ТОСам не оказывалось. Они просто мирно сосуществовали – администрация Нижнего Тагила и территориальное общественное самоуправление. У последнего даже имелась своя Ассоциация.
Необходимо напомнить, что ТОС – это одна из форм осуществления населением Российской Федерации своей власти путём непосредственного самоуправления для решения вопросов местного значения на конкретной территории муниципального образования посредством взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления.
Гром грянул, когда его не ждали. В начале 2021 года главам районов города и городскому хозяйству велением администрации муниципалитета было запрещено иметь дело с общественным самоуправлением. Но это было только начало.
В феврале Татьяна Сащенко заявила обалдевшим руководителям ТОСов, что их Ассоциация распускается за ненадобностью. Причина заключалась якобы в том, что мэр Нижнего Тагила «более не видит перспектив в работе с ТОСами». Хотя, разумеется, истинные причины крылись гораздо глубже и затрагивали статьи расходования и перераспределения бюджетных средств. Логика понятна: за отсутствием структуры нет необходимости сотрудничества с ней и её поддержки. Так что – «пилите, Шура, пилите».
В июне 2021 года упразднили один из самых известных городских ТОСов – «Малая Кушва». ТОСы по сути были предоставлены каждый сам себе, лишившись единого управления.
Это не могло не сказаться на уровне поддержки городской власти на прошедших в сентябре выборах. Их итоги показали, что доверие к ней снижается, и люди готовы искать справедливость в рядах оппозиции.
Пришло время сделать оргвыводы, проанализировав обстановку. Впрочем, ничего нового в чиновничьих кабинетах на Пархоменко, 1а не изобрели. Стрелочником была назначена Татьяна Сащенко, хотя она представляла собой всего лишь бессловесный инструмент в руках Владислава Пинаева.
В конце года Сащенко была отстранена от должности, и администрация объявила конкурс на замещение вакантной должности руководителя отдела по взаимодействию с некоммерческими организациями. В результате место это заняла Елена Чуприна, ранее занимавшая должность заведующей детским садом и не имеющая ни малейшего опыта на должности такого уровня и никакого отношения к общественности.
Необходимо признать, данное назначение ни у кого не вызвало удивления. Служащие кабинетов здания рядом с Драматическим театром прекрасно осведомлены, по какому принципу подбирают в мэрии чиновников. Их подбирают по принципу личной преданности. Профессионализм и опыт работы отходят на второй план. В упомянутом же случае, как подсказали инсайдеры, близкие к главе города, утверждение Чуприной состоялось вследствие не просто личной преданности, а «очень-очень личной» преданности.
Задача, стоящая перед Чуприной – поистине титаническая. Она должна накануне губернаторских выборов не просто откатить ситуацию до прежнего уровня, но и добиться доброжелательной лояльности со стороны глав ТОСов. Первым шагом в этом направлении стало проведение фестиваля «Новогодний ТОС». Победителей конкурса пригласили в администрацию города, и первый заместитель главы Вячеслав Горячкин вручил им почётные дипломы.
Вероятно, попытки дальнейшего сотрудничества с общественностью будут продолжены и впредь. Но вряд ли много стоит ожидать от лиц, получающих руководящие кресла волей благоволящего им высокого начальства. В работе такого рода личной преданности недостаточно, в работе требуется профессионализм, самоотверженность, отказ от узкокорпоративных интересов, наличие принципов и готовность их отстаивать.