Лидер общественного движения «Тагил За Перемены» Надежда Журавлева направила в Нижнетагильскую межрайонную природоохранную прокуратуру два обращения.
В первом из них шла речь о нарушениях законодательства при организации публичных слушаний 23 ноября 2020 года о строительстве на территории Нижнего Тагила полигона твердых коммунальных отходов и мусоросортировочного комплекса. Во второй петиции внимание надзорного ведомства обращалось на нарушения АО «Облкоммунэнерго» при прохождении государственной экологической экспертизы без положительного заключения на проект санитарно-защитной зоны.
Природоохранная прокуратура дала развернутые ответы на оба обращения. При их изучении общественность насторожило, что в утвержденном Постановлением администрации города от 26 июня 2020 года за № 1755 «Порядок организации общественных обсуждений среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе», прокуратурой обнаружено «наличие в нем коррупциогенного фактора».
«Реальный Тагил» обратился к заместителю Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, младшему советнику юстиции Александру Мягкову с просьбой разъяснить, как понимать эту формулировку.
КОРР: — Александр Дмитриевич, в бытовом сознании слово «коррупция» рифмуется с «криминалом». Изначально оно обозначало «порчу». Задача надзорного ведомства не допустить «порчи» в деятельности власти?
МЯГКОВ: — Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (их проектов) проводится Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Стоит отметить, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов) является одной из мер по профилактике коррупции в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции».
КОРР: — Экологические проблемы жители нашего города принимают близко к сердцу, поскольку они касаются каждого. Как природоохранной прокуратуре удалось обнаружить эту «болевую точку» в сухих административных документах?
МЯГКОВ: — В ходе проводимого природоохранной прокуратурой мониторинга принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регулирующих экологические правоотношения установлено, что постановлением администрации города Нижний Тагил от 26.07.2013 № 1755 утвержден Порядок организации общественных обсуждений среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе (далее – Порядок № 1755).
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественными (публичными) слушаниями понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля для обсуждения вопросов, касающихся деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
КОРР: — Александр Дмитриевич, экологические проблемы даже в сфере законодательства имеют приоритетный статус, поэтому предполагают широкое общественное обсуждение?
МЯГКОВ: — В соответствии с Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 , общественные обсуждения – это комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия. Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Таким образом, вопросы проведения публичных слушаний о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, регулируются экологическим законодательством, специальные нормы которого подлежат применению к проведению общественных обсуждений и имеют приоритет перед общими нормами.
КОРР: — Сфера экологии касается каждого, поэтому граждане так остро реагируют на любые попытки ограничить их участи в обсуждении природоохранных проблем?
МЯГКОВ: — Экологическое законодательство, содержание комплексных норм которого составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов — природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), не ограничивает круг заинтересованных лиц — участников публичных слушаний, в том числе по признаку наличия (отсутствия) регистрации на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст.ст. 2, 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1996 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ федеральный законодатель рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства лишь как один из способов учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Следовательно, отсутствие регистрации не должно исключать возможность установления места жительства на территории городского округа Нижний Тагил и возможности участия в общественных обсуждениях.
КОРР: — Местная власть попыталась ограничить круг желающих участвовать в обсуждении?
МЯГКОВ: — Вопреки требованиям действующего законодательства Порядком № 1755 определено, что участниками общественных обсуждений о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье или имущество граждан, могут являться лица, проживающие на территории городского округа Нижний Тагил, которые в установленном порядке зарегистрированы на его территории, юридические лица, профсоюзные организации, иные общественные объединения, расположенные на территории города Нижний Тагил.
Таким образом право граждан, не имеющих регистрации на территории городского округа Нижний Тагил, но которые при этом фактически проживают на территории указанного городского округа, на участие в общественных обсуждениях, а также на свободный доступ на общественные обсуждения ограничено.
КОРР: — А ограничения формируют благодатную почву для возникновения коррупции?
МЯГКОВ: — Да, поскольку данные ограничения фактически препятствуют жителям высказать свое мнение по тому или иному экологическому вопросу. Указанное свидетельствует о наличии в подп. 1 п. 1 ст. 2 Порядка № 1755 коррупциогенного фактора, предусмотренного подп. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее — Методика) — выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
Согласно положениям подп. 6 п. 3 ст. 3 Порядка № 1755 в постановлении администрации города Нижний Тагил о назначении общественных обсуждений указывается лицо, уполномоченное на подписание протокола (итогового протокола) общественных обсуждений.
Данный подпункт Порядка № 1755 содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «в» п. 4 Методики — юридико-лингвистическая неопределенность, поскольку не конкретизировано из числа каких органов, организаций, граждан определяется лицо, уполномоченное на подписание протокола.
Пунктом 4.9 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372, установлено, что заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
КОРР: — Можно сказать, что коррупциогенные факторы это не сама коррупция, а факторы риска ее появления? А всякую болезнь («порчу») легче предотвратить, чем лечить?
МЯГКОВ: — Совершенно верно. В связи с тем, что указанные коррупциогенные факторы подлежат исключению из указанного нормативного правового акта, Нижнетагильским межрайонным природоохранным прокурором принесен протест на Порядок организации общественных обсуждений среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, утвержденный постановлением администрации города Нижний Тагил от 26.07.2013 № 1755.
В завершение разговора стоит сказать, что протест прокурора рассмотрен и удовлетворен. После проведения общественной и государственной экологической экспертизы проекта мусороперерабатывающего завода, а также государственной экологической экспертизы, данные заключения будут изучены в природоохранной прокуратуре.