В России наблюдается значительный рост числа дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и погибшими, вызванный деятельностью мотоциклистов. По данным статистики ГИБДД за десять месяцев 2024 года, количество таких аварий увеличилось на 20% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Эксперты выделяют несколько факторов, способствующих этому негативному тренду.
Во-первых, среди мотоциклистов стали популярны маломощные китайские мотоциклы, которые по документам считаются мопедами и, следовательно, не требуют регистрации и получения прав категории «А». Во-вторых, участниками аварийности становятся подростки, управляющие недорогими питбайками — спорными транспортными средствами, которые рассматриваются как спортивный инвентарь и не подлежат регуляции. Специалисты в области дорожного движения подчеркивают необходимость введения отдельной категории прав для пилотов питбайков, однако проблема с китайскими мотоциклами не имеет простого решения, сообщает издание «КоммерсантЪ».
За первые десять месяцев 2024 года количество дорожно-транспортных происшествий с участием мотоциклистов возросло на 18,3% и достигло 4,9 тыс. случаев. Также наблюдается рост смертности на 21,2% (571 погибший) и увеличение числа раненых на 18,6% (5,2 тыс. человек). Самыми высокими показателями аварийности отличаются Краснодарский край и Москва.
Согласно данным Госавтоинспекции, за последние пять лет общее количество мотоциклов и похожих транспортных средств в России составляет около 2,3 миллиона. Интересно, что в 2023 году число людей, впервые получивших права категории «А», увеличилось на 25%, что свидетельствует о популярности этого транспорта.
Также наблюдается рост продаж: по информации «Автостата», рынок новых мотоциклов увеличился на 58%, а подержанных — на 9%. Импорт мототехники в Россию в 2023 году достиг 299 тысяч единиц, что вдвое больше, чем в 2022 году.
Руководитель объединения «МотоРоссия» Андрей Иванов подчеркивает, что в последние годы в страну было ввезено большое количество небольших китайских мотоциклов, которые по документам имеют объем двигателя менее 50 куб. см. Это позволяет владельцам избежать регистрации в ГИБДД, однако на практике их мощность может вдвое или втрое превышать пределы, установленные для мопедов. Такие мотоциклы часто приобретаются подростками и неопытными водителями, что увеличивает риск аварий.
Проблема усугубляется тем, что некоторые мотоциклы, особенно питбайки, могут быть проданы без документов как спортивный инвентарь. Это создает правовую неопределенность, так как фактически они не считаются транспортными средствами. Несмотря на это, случаи с участием питбайков фиксируются, и даже есть трагические ситуации с детьми, пострадавшими в ДТП на этих мотоциклах. Например, за первые шесть месяцев 2024 года произошло 282 аварии с участием детей-водителей, в которых погибло семь и пострадали 278 несовершеннолетних.
Вадим Мельников, член Общественного совета при Минтрансе РФ, поднимает вопрос о необходимости регулирующего подхода к питбайкам, аналогичного тому, который был применён к мопедам в 2014 году с введением отдельной категории прав «М».
Он указывает, что нужно либо запретить продажу питбайков, либо разработать инициативы по их регулированию. В июле 2024 года глава Татарстана Рустам Минниханов также призвал родителей не допускать детей к вождению питбайков.
Андрей Иванов считает, что если бы не большое количество незарегистрированных мотоциклов и питбайков, аварийность с мототранспортом существенно бы снизилась. Тем не менее, уровень культуры вождения среди мотоциклистов стал выше — многие начинают использовать защитное снаряжение и проявляют осторожность на дорогах.