Не так давно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко привела в пример заработную плату доставщиков пиццы: эти люди получают в разы больше молодых педагогов и не имеют столько ответственности и “домашней работы”, нежели сотрудники указанных служб.

Спикер призвала кабмин и депутатов задуматься о том, что вскоре наших детей будет просто некому учить: молодые специалисты не спешат в образовательные учреждения, а стажисты из них уходят. Но только ли дело в заработной плате или есть ещё какие-то причины нехватки педагогов в школах? Может, дело в региональном факторе, а работа учителя в столице существенно отличается от периферии, коей, к сожалению, является в глобальных масштабах и наш город?
С этими вопросами редакция Реального Тагила обратилась к учителям нашего города. Стажисты рассказали, какие проблемы действительно имеют место в современной школе, а также почему учителя не хотят учить. Опрошенные нами педагоги попросили не раскрывать их имен. Ведь руководство школ и управления образования, как бы это печально не звучало, не любит выносить сор из избы, а реакция на правду с их стороны может быть очень даже горькой, как и сама озвученная собеседниками редакции реальность.
В чем же причина? (про гениев и саму систему)
Современное образование находится в состоянии дикой турбулентности; за многочисленными циркулярами и вследствие постоянных реформ и внедрения новых образовательных программ (зачастую не обеспеченных учебниками). Мы фактически теряем одну из лучших систем образования, идеи педагогов-новаторов. Например, известные корифеи даже тагильской педагогики не смогли бы нормально жить и работать, окажись они в современной школе. Их «задушили» бы проверками, жалобами родителей на их инновационные методики и стремление развивать нестандартное мышление детей, требованиями не выходить за рамки стандарта. Гениев они бы точно не смогли вырастить.
В школу приходит всё больше и больше «урокодателей» — учителей, которые ограничиваются методичками и текстом учебника и подходят к работе с детьми формально. Современная система не даст выжить учителю «старой закалки», стремящемуся дать «больше, шире, глубже». В итоге круг замкнулся – учителю неинтересно работать, а ученику – учиться.

Учёба как развлечение (или не хочу учиться, а хочу жениться)
В обществе сложилась странная тенденция, согласно которой учёба – это скорее образовательно-развлекательная услуга, подразумевающая «учение с развлечением», а не процесс длительного кропотливого и зачастую сложного труда. Еще Эвклид говорил, что «в науке нет царских путей», а от современного учителя требуется именно что умудриться обеспечить царский путь, желательно только с положительными оценками. По факту, мы имеем не пятибалльную систему оценивания, а четырёхбалльную или даже трёхбалльную, так как «двойку учитель ставит самому себе». Знания не сваливаются просто так в мозг, это не байты на флешке — закачал и готово!
Знания взращиваются долгим и кропотливым трудом, а не конкурсами и плясками, устроенными в современной школе. Трудом — потому что нужно прилагать усилия и нередко делать то, что не нравится или даже неприятно, невесело, скучно, нудно и тд.

Куда смотрят родители?
Родители из союзников и соратников превратились в лучшем случае, в сторонних наблюдателей и потребителей; в худшем – в обвинителей. Можно предположить, что современная школа «заточена» скорее под базовое алгоритмизированное образование, а не на учёт индивидуальных запросов, интересов и возможностей ребёнка (хотя парадигма развития образования говорит нам о другом).
Может, дело в Нижнем Тагиле?
Трудно говорить о расширении информационно-образовательного потенциала современной школы в провинции. У нас нет такого разнообразия различных образовательных центров и учреждений дополнительного образования. Нет возможности посещать бесплатно образовательные центры и секции, лаборатории для каждого. Кванториумы не охватывают всех желающих. Ещё одна причина – трудно добраться либо нестыковка школьного расписания и расписания данных учреждений. Детям и родителям приходится выбирать.

Как заманить специалиста в школу?
Как такового алгоритма не существует. Повысить привлекательность профессии в условиях неопределённого правового статуса педагога нереально (смотри ответ «почему уходят стажисты»). Можно предположить, что нужно увеличить стоимость ставки педагога, можно компенсировать съём квартиры и оплату транспортных расходов (но во втором случае обидятся стажисты – это можно расценить как неравноправие). Значит, вывод один -компенсировать всем. И размер компенсации увеличить в прямой зависимости от общего стажа работы, причём независимо от того, на одном месте работал педагог или переходил в другую школу.
- Нет системы отработок после окончания педагогического ВУЗа.
- Заработная плата молодого специалиста совсем не велика. Ставка (18 часов) для молодого специалиста — максимум с точки зрения эффективности его труда (нужно очень много читать и готовиться к урокам) и минимум с точки зрения материального благополучия. Если педагог возьмёт много часов, то говорить о качестве подготовки и в целом работе с детьми будет трудно. Стажист, конечно, справится с данной задачей, а молодёжь может и испугаться.
- Дефицит учебных материалов, пособий, практикумов при постоянном изменении вводных (программ и парадигм). Не успел молодой педагог адаптироваться и набраться опыта, как снова изменения. Часто молодые учителя оказываются в «ситуации Муму» — формально наставник есть, а фактически плыть надо самому. В итоге молодой педагог «тонет».
- Существующие меры поддержки молодого учителя недостаточны и иногда противоречивы. Например, необходимость посещать курсы без отрыва от работы увеличивает нагрузку и снижает live-and-work balance.

Почему из школ уходят стажисты?
В современной школе существует реальная проблема налаживания коммуникации, соблюдения прав всех участников образовательного процесса. Администрация школ занимает позицию «молчания и замалчивания» проблем. В итоге получается хронический латентный процесс. Когда, образно говоря, нарыв вскрывается, виновным всегда остаётся учитель. На всех уровнях образовательной вертикали априори слышат только голос родителя и никто не пытается разобраться в ситуации и выяснить причины конфликта. В итоге виноватым остаётся педагог, у которого нет никакого правового иммунитета. Часто у педагога нет права на своё мнение. Точнее, оно есть, но его никто не слышит. А в случае, если оно «не вписывается» в рамки и «ухудшает статистику», то педагог однозначно может начинать искать себе новую работу, так как последуют скрытые репрессии (есть такое выражение «бить кнутом через вату»). Такое ощущение, что учитель «вынесен за скобки» правового поля. Именно поэтому авторы интервью предпочитают анонимность.
Чтобы получать условно хорошую зарплату, необходимо иметь огромную нагрузку. Конечно, закон ограничил верхний предел учебной нагрузки, но никто не отменял классное руководство, руководство различными детскими объединениями, подготовку к конкурсам и олимпиадам, руководство проектами, различными «срочно пройдите опрос-анкетирование-и т.п.). Кстати говоря, многое из допнагрузки имеет смешную оплату либо осуществляется за «счёт функционала».
Педагогам-стажистам не нравится, что уроки снимаются в угоду различным песням-пляскам, конкурсам и т.п. Страдает образовательный процесс. А виноват останется педагог – «не сумел научить и т.д.»
Учителю-стажисту, как и молодому педагогу, необходимо адаптироваться к новому поколению подростков. Здесь необходима организация методической работы целого комплекса специалистов – от менторов до психологов. В отсутствие таковой педагог начинает «выгорать» психологически и методически, так как заявленные в программе и рекомендованные Министерством технологии «не работают» (или малоэффективны), а применять то, что может сработать, в условиях государственной школы нельзя – за это могут наказать.
Наконец, учителя-стажисты могут себе позволить себе, в отличие от молодёжи, не терпеть неуважительного отношения со стороны родителей и администрации. Поэтому учителя уходят из государственных школ. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Грибоедов А.С.)
Где находят себя бывшие педагоги?
1. Репетиторство
2. Работа в частных оффлайн-школах
3. Работа в частных онлайн-школах
4. Сфера образовательных IT-технологий (учителя, согласно статистике, прекрасно проходят программы профессиональной переподготовки и успешно получают новые профессии) и корпоративного образования.
5. Органы МВД
6. Государственные структуры
Правда ли, что бывших педагогов не бывает?
Правда. Настоящий учитель всегда остаётся учителем. Он болеет душой и переживает из-за всего, что происходит в системе образования. Он по-прежнему востребован социумом в силу привычки работать на совесть, досконально, ответственно и своевременно. Педагоги умеют быстро и гибко лавировать и работать в условиях неопределённости – у них, поверьте, огромный опыт.
Он по-прежнему помнит своих учеников.
Он по-прежнему выстраивает в голове план урока, если встречает интересную информацию по проблематике предмета.