Вскоре содержание статьи УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» может измениться. Соответствующие поправки внесены на рассмотрение в Государственную Думу.
Законопроектом предполагается, что статья 280 уголовного кодекса будет распространяться на «публичное оправдание экстремизма или пропаганду экстремизма» — именно такой формулировкой дополнится наименование статьи. Под оправданием понимается признание правильными и нуждающимися в поддержке и одобрении экстремистских идеологий и действий. Пропаганда же подразумевает распространение сведений, направленных на вовлечение, убеждение в правильности и привлекательности экстремистской деятельности.
«В случае принятия законопроекта ответственность будет грозить также за публичное оправдание или пропаганду экстремизма наравне с ответственностью за призывы к осуществлению экстремистской деятельности», — рассказали на сайте Госдумы.
Сейчас статья подразумевает штраф до 300 тысяч рублей и лишение свободы на срок до пяти лет.
Сам законопроект направлен на то, чтобы в первую очередь оградить от экстремистской деятельности несовершеннолетних, говорится в пояснительной записке. Например, после череды трагедий, связанных со стрельбой в учебных заведениях Керчи, Казани, Ижевска, выявилась тенденция симпатизировать стрелкам. То же касается и субкультурного феномена «А.У.Е.»
«Оправдание подобных страшных преступлений и попытка представить их модными в молодежной среде через интернет и соцсети — крайне опасная тенденция», — отметил один из авторов инициативы, председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
Так, «сочувствующие» появились у Ильназа Галявиева, убившего девять человек (в том числе семерых детей) в казанской гимназии №175 в мае 2021 года. Под предлогом того, что «он был не в себе» (это было опровергнуто экспертизой), ему присылали деньги на продукты первой необходимости и юридическую поддержку. Сопровождалось это его оправданием, а иногда и героизацией.
«Считаем, что принятие наших поправок будет важной профилактической мерой, направленной в первую очередь на защиту детей и молодежи от деструктивного влияния экстремистской идеологии и попыток вовлечь их в противоправную, опасную деятельность», — добавил парламентарий.