В октябре 2024 года средний срок кредитования автомобилей с пробегом достиг рекордной отметки в 78 месяцев, что на целый год превышает срок кредита для новых машин, который составил 66 месяцев. Этот разрыв стал самым большим за всю историю наблюдений, сообщает издание «КоммерсантЪ», со ссылкой на данные Объединенного кредитного бюро.
Сегмент подержанных автомобилей демонстрирует значительный рост сроков кредитования. С марта 2024 года этот показатель увеличился с 67 до 78 месяцев, в то время как для новых автомобилей сроки остаются в диапазоне 67–71 месяца. Средний размер автокредита в обоих сегментах приблизился к 1,5 миллиона рублей, что отражает общий рост цен на автомобили.
Процентные ставки по кредитам на подержанные автомобили значительно выше, чем на новые. В октябре полная стоимость кредита для новых автомобилей составила 21%, в то время как для машин с пробегом – 29%. Разница в 8 процентных пунктов связана с активным использованием субсидий автопроизводителями, которые позволяют снижать ставки на новые автомобили.
Для подержанных машин таких субсидий не существует, что вынуждает банки повышать ставки и продлевать сроки кредитования для компенсации высокого уровня рисков.
На рынке автокредитования также наблюдаются сложности, отражающиеся на общем снижении его объемов. В октябре количество выданных автокредитов уменьшилось на 29%, а объемы финансирования упали на 32%.
Риски в сегменте автомобилей с пробегом оцениваются в 3–4 раза выше, чем у новых машин, что заставляет банки ужесточать условия кредитования.
Эксперты выражают мнение, что разрыв в сроках кредитования новых и подержанных машин может продолжать расти. Однако эта динамика будет ограничена макропруденциальными мерами и регуляторными требованиями, которые направлены на стабилизацию ситуации на рынке.