Продолжающиеся плановые и внеплановые ремонты на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) вынуждают правительство отказаться от идеи разрешить экспорт бензина до конца года. Сейчас завершить работы на предприятиях к ноябрю не удастся, уровень переработки нефти находится на рекордно низком уровне. Это ставит под сомнение возможность насыщения внутреннего рынка, что крайне важно для организации поставок за рубеж. В противном случае, если не удержать бензин внутри страны, можно ожидать резкого роста цен на него, сообщает издание «КоммерсантЪ».
Запрет на экспорт бензина был введён в сентябре 2023 года на фоне значительного роста биржевых цен. В ноябре эта мера была отменена, но с 1 марта 2024 года её вновь реализовали. В мае действие запрета было временно приостановлено, однако с 1 августа он не был продлён.
Изначально ожидалось, что запрет на экспорт продлится с августа по октябрь, однако его продлили до конца года еще до наступления этого периода.
В настоящее время биржевые цены на бензины Аи-92 и Аи-95 несколько снизились от своих годовых пиков, но при этом чистая маржа продаж данного топлива на АЗС всё ещё остаётся на нулевом уровне для Аи-92 и отрицательном для Аи-95. При этом рост розничных цен всё ещё опережает уровень инфляции.
Александр Котов, руководитель направления консалтинга Neft Research, уверен, что запрет на экспорт вряд ли будет снят, так как в оптовом сегменте топливо моментально подорожает.
Виктор Катона из Kpler отмечает также, что с нового года ожидается увеличение акцизов на топливо, что дополнительно подстегнёт цены и сделает вопрос экспорта ещё более актуальным.