Стало известно о потенциальном значительном сокращении долгосрочной инвестиционной программы ОАО «РЖД». Издание ссылается на документы, представленные РЖД и Минэкономики, указывая на предложение снизить объем инвестиций на период до 2030 года с 12,41 трлн руб. до 7,93 трлн руб., что представляет собой 36%-ное сокращение. Минэкономики, в свою очередь, рассматривает вариант снижения до 5,7 трлн руб., что подразумевает дополнительное секвестирование в 2,2 трлн руб.
На август 2023 года Восточный полигон, считающийся ключевым направлением инвестиций, тоже подвергнется изменениям. РЖД планирует сократить вложения в его развитие с первоначальных 3,84 трлн руб. на 1,55 трлн руб., оставив 2,29 трлн руб., в то время как Минэкономики предлагает уменьшить сумму до 558,7 млрд руб., что в 6,7 раз меньше изначального плана, сообщает издание «КоммерсантЪ».
В этом году предполагается инвестировать около 360 млрд руб. в Восточный полигон, с аналогичными планами на 2025 год, однако в случае утверждения предложенных Минэкономики лимитов продолжать инвестиции на прежнем уровне станет невозможно.
Завершается второй этап развития Восточного полигона, предусматривающий увеличение провозной способности до 180 млн тонн. Третий этап, который должен быть завершен к 2032 году, согласно текущим проектам, потребует 3,74 трлн руб., что поможет выполнить планы, однако при существующих предложениях обеспечить финансирование станет затруднительно.
Сокращения произведут негативное влияние и на инфраструктурные проекты в портах Северо-Запада. Предложенные Минэкономики меры приведут к снижению расходов на завершающие мероприятия с 882,5 млрд руб. до 105,9 млрд руб., а также на достижение целевых показателей — с 262,7 млрд руб. до 9,2 млрд руб. Сложности ожидают и порты Азово-Черноморского бассейна, где планируются аналогичные сокращения.
В то же время инвестиции в высокоскоростную магистраль Москва-Петербург сохранятся на уровне 264,7 млрд руб. Однако вложения в модернизацию и покупку подвижного состава сократятся с 1,87 трлн руб. до 1,85 трлн руб. Также запланировано выделение 48,8 млрд руб. на централизованное размещение сотрудников в новом здании в «Москва-Сити», несмотря на критику подобных расходов.
В ответ на сокращение тарифов на грузовые перевозки, которые будут проиндексированы на 13,8% с 1 декабря, ни РЖД, ни Минэкономики не предоставили комментариев. Эксперт Михаил Бурмистров отметил, что в 2024 году РЖД потеряло значительную долю грузов от автоиндустрии и столкнулось с проблемами в привлечении кадров.
РЖД переходит к модели инфраструктурной компании, что может негативно сказаться на ее традиционных транспортных услугах. Бурмистров считает целесообразным пересмотреть инвестиции, особенно в проекты связаны с Восточным полигоном, подчеркивая успешные примеры частных железных дорог.