Тагильский архитектор спроектировал дом, который построят с применением инновационных технологий в Первоуральске
14.09.2022
4546

Тагильский архитектор спроектировал дом, который построят с применением инновационных технологий в Первоуральске

Недавно тагильчане справили трехсотлетние именины города. Главным подарком считается мост через городской пруд (фактически реализован проект 1947 года!). За кадром осталось то, что за последние тридцать лет численность населения Нижнего Тагила  упала на 100 000 человек – на четверть. Главные проблемы: где жить и где работать, чтобы кормить семью. Удручает практически полное отсутствие строительных кранов в промышленной столице Урала на фоне десятков, а то и сотен этих конструкций — в небе других городов.

Эскизы предоставлены Архитектурной мастерской Андрея Солтыса

Это тем более удивительно, что о приоритетном развитии жилищного строительства  в стране говорится на самом высоком уровне. Намечены амбициозные планы по вводу жилья. И было бы логичным для их достижения использовать инновационные технологии.  Но, увы, не у нас. А вот в Первоуральске  идет строительство жилого дома с применением новых конструктивно- технологических решений обеспечивающих  снижение себестоимости строительства и повышение потребительских качеств. Проект, разработан  в  архитектурной мастерской Андрея Солтыса. Мы встретились с тагильским зодчим, и задали ему несколько вопросов.

Так будет выглядеть дом

КОРР: — Андрей Владимирович, главная задача: строить жилье надежней, комфортней и быстрее. Вы решаете именно эти задачи?  

СОЛТЫС: — Да, конечно,  Вы абсолютно правы. Прочность и надежность — это нормативные требования, соблюдение которых безусловно. В доме, в Первоуральске, применены эффективные конструкции для решения этих задач. А оценка комфортности жилья зависит от многих факторов, в том числе и субъективных.

Это не первый проект в таких конструкциях. Были и другие (и большей этажности), но этот первый, в котором сформировавшаяся концепция превратилась в рабочие чертежи и в реальное строительство.

КОРР: — Андрей Владимирович, можно более подробно рассказать об этих конструкциях? 

СОЛТЫС: — В зданиях могут использоваться различные конструктивные системы, например, — каркасные или стеновые.  Наш дом относится к стеновым. Стеновые это широко известные системы. По способу производства и технологии строительства – мелкоштучные, крупноблочные, панельные, монолитные. Рассматривать плюсы и минусы каждой из них довольно долгое занятие. Скажу, что этот дом максимально близок к панельному домостроению, так как используются сборные элементы (плиты и панели заводского изготовления), но по характеру работы конструкция имеет все признаки монолитной. А вот принципы опирания плит перекрытия те же, что применяются в каркасной системе «Аркос».

Собственно, это и есть логичное развитие этой системы, над которой начали работать ещё в 90-ые годы прошлого века в Белорусском научно-исследовательском институте строительства. Сейчас эта работа продолжается фирмой «Бэстинжиниринг» (город  Минск), с которой наша мастерская тесно сотрудничает (в том числе и при работе над этим проектом).  

КОРР: — При всей новизне предложенных Вами решений, они могли бы прекрасно  реализоваться при массовом жилищном строительстве в Нижнем Тагиле, если бы здесь  не была под корень уничтожена  строительная индустрия?

СОЛТЫС: — Действительно, эти решения великолепно подходят для массового строительства. Что касается стройиндустрии — она должна возродится.  Я в этом уверен.

КОРР: — Андрей Владимирович, в чем преимущества Ваших решений?

СОЛТЫС: — Во-первых — здание сборно-монолитое. По скорости возведения — близкое к панельному, по конструктивной надежности – монолитное (отсутствуют сварные соединения, все сборные элементы работают вместе, благодаря монолитным сопряжениям и сквозным внутренним связям).

Во-вторых, для  увеличения  надежности — применены пустотные плиты перекрытия с полезной нагрузкой 800кг/м². В известной у нас 97 серии -150 кг/м², при пролете 4,5м. В нашем случае пролеты 6,9м.

 И в-третьих наш проект выигрывает экономически…  Возьмем весь расход железобетона в м³ и посмотрим сколько м² квартир можно получить. Так вот в 97 серии (раз уже начали с ней сравнивать) из 1м³ получаем 1,3-1,5м². В нашем доме — соотношение 1м³- 2,4м². Вывод предельно ясен: при равной площади квартир — затрат на материалы меньше.

Можно говорить и дальше: об особенностях работы конструкций, об узлах сопряжения конструктивных элементов, о сопротивлении прогрессирующему обрушению (нормативное требование) и т.д.  Но это скорее может интересовать специалистов, чем потенциальных жильцов. 

КОРР:  — При перечисленных конструктивных и экономических преимуществах,  что же Вы предлагаете жителям?

СОЛТЫС: — Необходимо сказать, что это дом, в котором учтены современные требования к массовому жилью. Давайте начнем с улицы. Одна ступенька и мы входим в дом. Попадаем в вестибюль, открытая лестница ведет на первый этаж и выше. В лифт можно зайти с уровня вестибюля и выйти на любом этаже, в том и числе на первом (он расположен достаточно высоко, около двух метров, над землей).

Высота этажа 2,85 м в чистоте.  Все окна – высокие, практически в пол.  В квартирах нет вертикальных стояков тепла и воды, запроектирована горизонтальная разводка.  Соответственно, — поквартирные счетчики.  Каждая квартира имеет обособленную вентиляцию. Примененные инженерные решения исключают «опрокидывание» воздушного потока.

Можно  сказать, что каждая квартира — это отдельная конструктивно-планировочная ячейка. Какой смысл вкладывается в этот термин?  В данном случае он означает, что внутри квартиры нет ни одной несущей стены. Все они находятся по периметру этой жилой ячейки.  Это даёт определенную свободу планировочных решений квартиры и устраняет массу негативных моментов, с которыми приходится сталкиваться при перепланировках жилища.

КОРР: — Внешне здание  напоминает восклицательный знак. В этом есть  определенный замысел?

СОЛТЫС: —  Восклицательный знак? Забавно. Не думал об этом. Но очень важный момент, что эта конструктивная система он позволяет увеличивать размеры ячеек на вышележащих этажах, что и сделано в этом доме. То есть дом расширяется кверху (видимо, Вы это имели ввиду, говоря о «восклицательном знаке»).  Все ячейки с пятого по девятый этажи добавили в размере 1,5м, а площадь каждой квартиры в этих ячейках стала больше на 10м² по сравнению с соответствующими квартирами первых четырёх этажей.   Жильцы могут выбирать просторная «двушка» или вполне достойная «трешка», в пределах одной ячейки.  Кухня открыта в общую комнату, плита и мойка, при этом, частично спрятаны за небольшой перегородкой.   

Ясно, что если площади квартир легко варьируются в пределах одного стояка, то еще проще добиться необходимых площадей и состава квартир на стадии проектирования, используя плиты перекрытия различной длины, не меняя, при этом, номенклатуры стеновых панелей. Именно этим мы сейчас и занимаемся.

КОРР: — Кто занялся реализацией Вашего проекта?

СОЛТЫС: —  Дом был запроектирован по заказу фирмы, которую возглавляет Дмитрий Лубенцов. Он с пониманием идет на внедрение новых решений. В его компании собран коллектив, способный эти решения воплощать.

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Андрей
Андрей
2 лет назад

Сделайте официальное предложение: участникам строительства, тем же в Екб.: TEN девелопмент, компании «Атомстройкомплекс», «Кортрос» или другим.

Последний раз редактировалось 2 лет назад Андрей ем