В субботу некоторые СМИ тиражировали очередную «сенсацию»:
«12 февраля в Нижнем Тагиле ОМОН нагрянул в мечеть на Восточной, 11. Здание оцепили, у всех посетителей проверяли документы… держали в мечети около трех часов… всех увезли в отдел полиции № 18 на Красную, 10… около 140 человек поместили в какой-то подвал, в котором было жутко холодно…»
Корреспондент «Реального Тагила» решил обратиться к руководителю религиозного учреждения Сабиру Тимирбулатову.
— Сабир Рахимзянович, что подняло такую волну в областных СМИ и интернете, хотя многие тагильские правоверные ничего не знали о случившемся?
— Все произошло в пятницу. Если у евреев суббота святой день, у православных – воскресенье, а у правоверных – пятница. Поэтому те, кто не желает работать, заявляет, что в пятицу он правоверный, в субботу – иудей, а в воскресенье – христианин. Если без шуток, то все случилось в пятницу.
— В некоторых изданиях события поданы, как чисто силовая акция. Представьте – в провинциальном городе задержаны почти полторы сотни человек.
— Мне сразу поскидывали скрины, мол, посмотри что у тебя творилось – это же просто ужас! Любители жареного, как всегда раздули из мухи слона. Несколько лет назад силовые проверки у нас проводились почти каждую неделю – ловили гастерарбейтеров, у которых не было документов. Без преувеличения, это происходило каждую неделю.
Я тогда обратился к мэру Сергею Константиновичу Носову, чтобы мечеть избавили от этого кошмара. Нарушителей надо ловить на стройках и рынках, а не там, куда человек приходит помолиться. Почитающий Коран не станет грубо нарушать светский закон. Это факт, но после тех постоянных проверок ни одного посетителя мечети не посадили и не депортировали.
— Как отреагировал на Ваше заявление мэр Носов?
-Сергей Константинович- мужик жесткий. Он стучал кулаком по столу, тем более, что проверки шли накануне очередных выборов: «Вы что, меня с мусульманами хотите поссорить?» После этого проверки прекратились. Не было до минувшей пятницы.
— Вам никто ничего не объяснял?
— У силовиков есть какие-то свои планы. Решили провести очередную проверку. И люди, и техника были из Екатеринбурга. Взяли более сотни человек. Увезли в Тагилстроевский райотдел полиции на Красную, 10. Проверили документы, провели беседы. И все – никого не задержали, никого не депортировали, никаких бандитов или террористов не нашли. Я беседовал после c представителями Таджикистана и Узбекистана, проживающими на Урале. Они прямо говорят: « Давления на нас не оказывали , не били, не «прессовали». Но определенные неудобства были , поскольку задержали большую массу народа и отняли много времени. Задержание длилось два- два с половиной часа , где найти сотню сотрудников, чтобы оперативно проверить документы и провести беседу?
— Что интересовало силовиков в первую очередь?
— Опрашивали на предмет отношения к террористическим организациям, проверяли документы. Их надо много иметь, кроме паспорта: и лицензию, и разрешение на работу – кучу документов.
После этого людей отпускали. Это была не силовая акция, а рядовая проверка из сферы антитеррористической профилактики.
— Силовики объяснили причину своего появления в культовом помещении?
— Как руководитель религиозной организации я сам обязан был спросить с чем связано такое массовое задержание. Мне задали встречный вопрос: «А когда у вас в последний раз была подобная проверка?» Услышав ответ, сказали , что настало время проверить, нет ли здесь ваххабитов и им подобных.
Слава богу, никаких нарушений обнаружено не было. Мечеть работает в штатном режиме. И те люди, которых увозили на проверку, в штатном режиме приходят сюда и читают намаз.
Была плановая проверка.
— Сабир Рахимзянович, а Вы в этот раз будете заявлять какую-то претензию мэру города или губернатору области?
— Никуда ни с какими претензиями я обращаться не буду… Никто нас лицом в снег не клал, руки нам не крутили. Все было корректно, в рамках закона. У силовиков своя работа, у нас – своя.