Новость, которая накануне просочилась сначала в региональные, а затем и в федеральные СМИ о гибели тагильчанина в автомобиле полиции, никого не оставила равнодушным.
Соцсети разрываются от комментариев, а правоохранительные органы хранят молчание, намекая на тайну следствия. Большинство тагильчан апеллируют к ситуации, которая произошла в этом же отделе полиции на Вагонке несколько лет назад. Тогда троих правоохранителей признали виновными в превышении должностных полномочий. А разбираться в гибели Станислава Головко решили по новой.
Однако стоит ли всех грести под одну гребенку, говоря о том, что только так система и работает? Или, все-таки, стоит разобраться в этой проблеме? Редакция “Реального Тагила” решила выяснить, что же могло стать причиной трагедии 29 января у дверей отдела полиции №17 Нижнего Тагила. Нашим экспертом стал бывший сотрудник МВД, который несколько лет назад ушел на пенсию. Помимо этого, собственный источник редакции в правоохранительных органах рассказал, как развивались события в тот день.
Что произошло?
По информации СМИ, погибшего Сергея полицейские задержали неподалеку от здания психбольницы на Новой Кушве. Ссылаясь на супругу тагильчанина, в новостях сообщается о том, что правоохранители грубо скрутили мужчину и поместили его в служебный автомобиль, откуда уже по приезду к дверям отдела достали мертвым.
По словам источника “Реального Тагила” в полиции города, ситуация началась намного раньше:
“Сергей с супругой находились на кладбище, где мужчина решил помянуть своего товарища. Не обошлось без спиртного. Дальше — больше. Мужчина уговорил свою жену отвезти его к другому знакомому, который на тот момент находился на лечении на 25 квартале”.
Наш источник добавил, что по приезду тагильчанин под воздействием спиртного и после того, как его “развезло” в машине супруги, стал требовать, чтобы его пропустили у другу. В этот момент на территории лечебницы находился наряд полиции с Вагонки, за помощью к которым и обратился охранник медучреждения.
“Правоохранители попытались вразумить мужчину, однако тот отказывался вести себя адекватно и начал буйствовать. Полицейские применили к нему физическую силу и спецсредства, после чего посадили в служебный транспорт в отсек для задержанных”, — рассказал собеседник “Реального Тагила”.
Приехав к отделу полиции на Тельмана, 40, силовики обнаружили, что Сергей не подает признаков жизни. Реанимационные меры не принесли результата. Бессильны оказались и медики. Позднее вскрытие показало, что причиной смерти тагильчанина стал перелом шейного отдела позвоночника. Однако полных результатов медицинской экспертизы пока еще не обнародовали.
Информация об инциденте в Дзержинском отделе полиции просочилась в СМИ, после чего стала главной темы новостной повестки федеральных изданий. Руководство пресс-службы полицейского главка предлагает подождать результатов всех следственных и медицинских мероприятий, после чего уже выносить решения и высказывать вердикты. Если в случае со Станиславом Головко погибший провел трое суток в отделе полиции, то здесь тагильчанин один на один ни с одним из правоохранителей не оставался.
Можно ли было избежать трагедии?
Как говорит эксперт “Реального Тагила”, трагедия началась с того момента, когда первые миллилитры алкоголя попали в организм погибшего.
“Жена говорит, что ее супруг не был буйным или вел себя вполне нормально. Тогда возникает другой вопрос — зачем ему понадобилось ехать в психбольницу к товарищу? Это заведение — закрытого типа, поэтому всем здравомыслящим и трезвым людям понятно, что туда никого не пустят. Если супруга так пеклась о своем муже, то могла бы объяснить ему этот факт. Или хотя бы не везти его туда”.
Однако тагильчанка пошла на поводу у своего супруга и не только привезла его на территорию режимного учреждения, но и допустила тот факт, что он вышел из машины и стал требовать пропустить его к товарищу:
“Женщина может сказать, что не смогла бы ему помешать в таком решении. Получается, она сама же себе противоречит — значит, были причины, по которым она боялась ослушаться указаний подвыпившего супруга”.
Эксперт добавил, что если рассмотреть и тот вариант, что мужчина был трезвым, тогда возникает вопрос о целесообразности поездки в данное учреждение.
“Если опустить все формальности, полицейским ничего не оставалось делать, как применить к мужчине как физическую силу, так и спецсредства”, — говорит эксперт “Реального Тагила”.
Согласно “Закону о полиции” правоохранители не могли отказаться, не видеть нарушителя общественного порядка, не применять к нему каких-либо действий. Если правонарушитель вел, как говорят источники издания, себя не вполне адекватно, то мог нанести вред как себе, так и окружающим. Поэтому к нему и применили физическую силу.
“Если на задержанного надели наручники, то только применив метод завода рук за спину и поворота ладоней к себе. Правила и особенности применения спецсредств, к которым относятся наручники, оружия и физической силы прописаны в законе “О полиции” (глава 5, статья 19). И эти статьи полицейские знают, поверьте мне, наизусть. И применять захваты их учат правильно, и методику задержания отрабатывают едва ли не перед каждым нарядом”, — говорит наш эксперт.
По словам экс-полицейского, если мужчину посадили в спецмашину живого, а высадили мертвого, то появляется много вопросов и к его попутчику. Так свидетель происшествия может и сам стать фигурантом уголовного дела:
“Никакой гарантии, что второй задержанный не мог что-либо сделать с Сергеем, нет. И все его слова для журналистов о том, что погибший лежал на полу и стучал ногами — это либо способ оправдать себя, либо действительно правда. Тогда причина смерти тагильчанина вырисовывается совсем другая — те акробатические способности, которые пытаются продемонстрировать некоторые задержанные, будучи в наручниках, известны многим”.
Эксперт предположил, что причиной трагедии могло стать и желание самого Сергея освободиться от наручников, для чего он мог известным способом попытаться переместить руки из положения за спиной — вперёд. Площадь отсека для перевозки задержанных не позволяет в полный рост вытянуться или проделывать такие манипуляции неподготовленным лицам без специальных навыков.
“При попытке продеть ноги, задержанному пришлось извернуться так, как не каждый сможет. Места мало, да и дороги у нас не такие ровные. Первая же кочка могла стать причиной неудачного поворота головы и летального финала. Опять таки, это только предположение”, — подытожил собеседник редакции.
Что говорит об этом закон?
Все действия сотрудников полиции четко прописаны в Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О полиции».
Существует еще ряд нормативно-правовых актов для служебного пользования, которые только лишь разъясняют действия той или иной статьи в конкретных обстоятельствах, а также на конкретных примерах.
“Закон о полиции для полицейских — это как библия для верующих, только не поймите меня неправильно. Ему необходимо строго следовать, поэтому все отклонения от того или иного пункта могут стать причиной взыскания, а иногда и судебного разбирательства и даже тюремного срока”.
В данной ситуации правоохранители действовали, говорит эксперт, в соответствие с первой же статьей закона о предназначении полиции:
“2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. 3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав”.
Таким образом, охранник медучреждения, который попросил у полицейских помощи, не мог без нее остаться. Далее — можно перечислять почти все пункты закона, так как практически каждый из них применим в данной ситуации: “пресекать административные правонарушения”, “ выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению”, “обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах” и так далее.
Спецсредствам и применению физической силы в законе уделена отдельная глава.
“В любом случае, точку в этом деле ставить рано, как и запятые. Пока только вопросительные знаки, которые после ряда экспертиз, опроса свидетелей и участников событий превратятся в факты, озвученные следственными органами”, — подытожил собеседник редакции.