Накануне, 28 февраля в Нижнетагильском драматическом театре прошел спектакль по рассказу Мамина-Сибиряка «Озорник» (16+). Несмотря на то, что премьера картины состоялась в сентябре 2022 года, зал был полон зрителей. Журналист редакции «Реальный Тагил» решила возобновить эмоции, вновь окунуться в эстетику нелегкого быта и насладиться атмосферой суровых уральских реалий времен XIX века.
Фото: ИА «Реальный Тагил»
Повествование строилось на главной сюжетной линии, где Спирька – деревенский пьяница, потерявший жену и ребенка, не отрефлексировав свою горечь об утрате близких уходит от реальности методом алкогольной зависимости. При этом, сам герой в процессе картины неоднократно упоминает тот факт, что водка его не «берет» и не облегчает положение. У Спирьки появляются противоречивые чувства к Дуньке – молодой хрупкой девушке- переселенке. Она стала прообразом искренней и всепрощающей героини, соединившей в себе и милосердие, и боль русской культуры, которая передается на Урале из поколения в поколение.
Фото: ИА «Реальный Тагил»
Картина становится глубже из-за историчности и правдивости повествования. В сюжете отчетливо проявляются образы-клише об отношении женщины и мужчины, о устройстве быта, нравов и моральных ценностях. Человек должен следовать определенным принципам, а битье женщины за непристойное для того времени поведение не казалось кощунственным и жестоким. Если Дуня обронила платок в лесу и подверглась физическому насилию со стороны Спирьки, то она сама виновата, позволилв мужчине приблизиться. Эти ситуации, несомненно, лишь образы, однако такие примеры отражают истинную картину, подлинно погружая в культурно-исторический контекст.
Фото: Нижнетагильский драматический театр
Уважение к старшему поколению, непрекословное повиновение и следование моральным устоям. Молодой человек – муж Дуньки, безэмоционально отнесся к факту «заслуженного» избиения со стороны отца и покорно добавил своей жене пару-тройку ударов по спине розгами. В этой ситуации отчетливо показана роль женщины и статус мужчины. Помимо этого, в постановке эстетично обыграна вера в магическое мышление, в приметы и предсказания. Герои дают понять, что даже физическое насилие можно оправдать божественным освобождением, а смерть – лишь финал, и каждому даровано столько, сколько нужно высшим силам. И сцена с проникновенной историей кончины жены Спирьки подтверждает этот тезис. Главный герой будто бы исповедуется, рассказывая собеседнику о том, как потерял близких и родных, на что мужчина ему отвечает – все воля божья, значит, так тому и быть, говоря «терпи, терпи, так надо».
Фото: Нижнетагильский драматический театр
Рассказ пронизан болью, непониманием, непринятием жизненного уклада поколения. История, в которой главные герои стали прототипом тех персонажей, родившихся не в то время. Они остались не понятыми и не принятыми. Это тотальное одиночество в толпе, где жена не любит своего мужа, а вдовец не станет счастливым, не сможет справиться со своей болью. Все было бы иначе, будь у Спирьки врач и психотерапевт, а у Дуни возможность развестись и не остаться изгоем до конца жизни.
Визуально постановку дополнили эффектные образы и декорации, деревянные столбы приблизили к эстетике лесов и гор сибирской природы, приглушенный свет и туманность, вода и неторопливое течение времени – все отражено и эффектно оформлено в спектакле. Потертости на костюмах персонажей, картинки снов и видений, видеоряд и глаза на первом плане, танцы в белых балахонах и молчанье. Однако зрители вновь пренебрегли правилами приличия и не выключили звук на смартфонах. Неоднократно были слышны шумы рингтонов, а кто-то и вовсе решил пошуршать фантиком от конфет и поделится со своим коллегой сладостью. Во время антракта многие обсуждали картину, высказывали мнение и рассуждали об эпохе тех лет. Зал по-настоящему окунулся в атмосферу эстетики суровой Сибири и Урала.
Фото: Нижнетагильский драматический театр
Картина привлекает внимание и заслуживает похвалы. История пронизана фактографической проблемой поколений, насилием и болью, а вместе с тем осознанием, что мы продолжаем нести этот генетический код, передавая из поколения в поколение подлинную историю жизни.
Автор: Катерина Кожевникова.