В Нижнем Тагиле жители ГГМ продолжают принимать меры против строительства исправительного центра (ИЦ) возле школы №90. Активисты направили коллективное обращение вместе с более чем 700 подписями местных жителей в нижнетагильский Центр защиты прав граждан (ЦЗПГ). Среди неравнодушных к судьбе школьников, к которым буквально могут подселить зеков, оказались члены родительских советов школ №90 и №40, зампредседателя Совета ветеранов ВЛКСМ, председатель ТОС «Радужный».
На базе обращения общественников депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия – За правду!» Андрей Кузнецов составил депутатский запрос (имеется в распоряжении редакции) в прокуратуру Свердловской области, вступившись за тагильчан.
В ответе, подписанным начальником отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Иваном Шурыгиным (имеется в распоряжении редакции) говорится, что в ходе проверки исправительного центра, который должен появиться рядом со школой №90 в Нижнем Тагиле, нарушений выявлено не было.
Клубок этой истории необходимо распутывать последовательно, чтобы никого не обделить вниманием. Далее передаем версию появления исправцентра, изложенную прокуратурой Свердловской области.
Инициатором развития сети исправительных центров в регионе стал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев – он неоднократно совещался по этому поводу с представителями ГУФСИН региона. Предполагалось, исправцентры помогут решить вопрос с дефицитом рабочих на предприятиях (в том числе оборонно-промышленного комплекса). Правительство области и ФСИН России заключили взаимовыгодное соглашение, согласно которому ФСИН дает зеков, а область дает здания – так и получаются исправцентры – именно они по мнению губернатора должны решить проблему дефицита специалистов на предприятиях.
В августе 2021 года Министерство по управлению госимуществом Свердловской области (МУГИСО) передает региональному ГУФСИН недвижимость по адресу Черноисточинское шоссе, 58. В сентябре 2022 года ФСИН России (приказ №571) создает так называемый изолированный участок, функционирующий как исправительный центр (УФИЦ) при ФКУ ИК-12 ГУФСИН по Свердловской области.
Затем, следом за недвижимостью, ИК-12 получает и сам участок на Гальянке (кадастровый номер 66:56:0113001:28) – в бессрочное пользование с 22 ноября 2022 года.
Только 11 октября 2023 года городская Дума решает изменить функциональную зону участка (кадастровый номер 66:56:0113001:28) на зону С-1 – именно она подходит для организации исправительного центра.
Следующим решением Гордумы от 26 октября 2023 года соответствующие изменения вносятся в правила землепользования и застройки Нижнего Тагила. Естественно, ни в одном из этих процессов прокуратура не находит нарушений законодательства. Нарушений не будет выявлено и далее.
Этот ответ прокуратуры отличается от всех других, находящихся в распоряжении редакции. Его уникальность в том, что именно в данном документе говорится о возможности ставить исправительный центр впритык к школе, но только по согласованию с ФСИН России. Надзорное ведомство ссылается на свод правил проектирования исправительных учреждений и центров уголовно-исправительной системы (СП 308.1325800.2017). В частности, упоминается пункт 6.3. Приведем его целиком:
6.3 Территория ИУ, ИЦ должна быть удалена от жилых, общественных, производственных и прочих строений, не входящих в инфраструктуру ИУ и ИЦ, на расстояние, м, не менее: 100 — ИК, ВК, ЕПКТ; 30 — КП, ИЦ. Допускается уменьшать данные расстояния по согласованию с ФСИН России при производстве дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности объекта ИУ, ИЦ.
Новое строительство зданий и сооружений, за исключением нового строительства ведомственных объектов ФСИН России, в данной полосе следует согласовывать с территориальными органами ФСИН России.
В пункте прямо говорится, что есть норматив, согласно которому расстояние между исправцентром и зданиями, входящими в городскую инфраструктуру, должно быть расстояние не менее 30 метров. При этом пунктом можно пренебречь по согласованию с ФСИН России.
Ответ прокуратуры мы назвали уникальным, так как ранее эта информация горожанам и общественникам озвучена не была. Более того, тагильчан пытались убедить, что расстояние между школой и исправцентром достаточное (сейчас же прокуратура признает, что оно более чем в половину меньше минимального норматива). В связи с этим возникает ощущение, что согласование с ФСИН совершалось пост-фактум, вклиниваясь в и так не очень стройный ряд вышеописанных процессов «узаконивания» филиала колонии. Второй момент заключается в том, что близость исправцентра к школе будет компенсирована более высоким забором. Неужели высокий забор должен успокоить родителей, которые беспокоятся не только за физическую, но и психологическую безопасность детей? Даже в запросе в прокуратуру депутат Госдумы Андрей Кузнецов говорит о том, что «создание исправительного центра возле МОУ СОШ № 90 будет негативно влиять на городскую среду и распространять среди молодежи криминальную субкультуру».
Видимо, в ФСИН забыли, что вопрос касается не «жилых, общественных, производственных и прочих строений», а школы, где учатся дети – причем не просто получают знания, а познают окружающий мир, учатся дружить, взаимодействовать, формируют картину мира. Губернатор, городская Дума Нижнего Тагила, ФСИН России и свердловское управление считают, что можно детьми пренебречь, буквально «втыкая» рядом со школой учреждение для содержания якобы «исправившихся», но с другой стороны и более свободных (и все еще) преступников.
Прокуратура Свердловской области же в этой ситуации пытается придерживаться обособленного нейтралитета, но выходит, к сожалению, потакание очевидно губительному решению. Решению, против которого выступили люди – люди, которым здесь, рядом с этим исправительным центром, жить.