Речь идёт о новой общественной площадке, которая за несколько недель своего существования успела заявить о себе, как о серьёзном социальном инструменте, позволяющем решать общегородские и личные проблемы граждан. О сегодняшнем дне Центра Защиты Прав Граждан мы побеседовали с одним из лидеров местной организации партии «Справедливая Россия» Александром Соловьёвым.
КОРР: Центр Защиты Прав Граждан становится общественной силой. Так быстро? Чем это можно объяснить?
СОЛОВЬЕВ: Когда в городе целенаправленно «сушится» какая-либо реальная общественная инициатива, заявить о себе не так уж и сложно. Хвастаться, что в приёмную ЦЗПГ обратилось за короткое время огромное количество людей – тоже не вижу смысла. Скорее, стоит говорить о патологическом неверии людей в помощь. Столкнувшись с формальным отношением власти, порой пройдя десятки кругов бюрократической системы, многие из обратившихся за помощью граждан потеряли веру в справедливость. Это власть не красит.
Центр Защиты Прав Граждан партии «Справедливая Россия» работает на базе Общественной приёмной депутата Государственной Думы РФ Андрея Кузнецова. Его девиз: «Мы за тех, кто трудится! Мы за тех, кому трудно!» Так и будем работать, в этом весь глубинный смысл проекта.
Здесь граждане получают квалифицированную помощь юристов и решение вопросов, которые чиновники игнорировали годами, унижая и оскорбляя людей.
КОРР: Центр успешно функционирует, реально решая проблемы, а не занимается тиражированием своих благих намерений?
СОЛОВЬЕВ: Занимаемся и тем и другим. Центр Защиты Прав Граждан был открыт 15 мая. За первый месяц работы рассмотрено несколько сотен жалоб, много коллективных. По части из них уже есть положительные решения. С другой стороны, мы тиражируем свои знания и методики, как заставить чиновников работать.
КОРР: Можете привести примеры?
СОЛОВЬЕВ: По расселению аварийного дома на улице Боровая – ярчайший пример. Люди получили ключи от новых квартир, хотя администрация Нижнего Тагила планировала заняться этим только в 2026 году. Потребовался год. Продуктивная совместная работа с прокуратурой дала свои результаты. Кстати, должен сказать, что с правоохранительными и надзорными органами у нас выстроилась очень доброжелательная и эффективная работа. Я бы даже сказал креативная!
Ещё пример, с 2015 года добивались жители улицы Круговая устройства уличного освещения и ремонта проезжей части дороги; были иски прокуратуры, судебное решение. Мы включились по обращению жителей. Замаячили посадки! Я не шучу! Бездействие чиновников настолько очевидно, что в данном случае будем работать над тем, чтобы посадить сотрудников мэрии в прямом смысле. Статью 315 УК никто не отменял. Пусть чиновники знают, что теперь просто так, безнаказанно издеваться над жителями им никто не позволит.
Знаете, мы видим примеры, когда чиновник «футболит» человека просто из-за того, что тот «не так обратился, не так одет, зашёл к нему в кабинет не так, потребовал не так, поклонился не так». Начинаешь погружаться и думаешь – действительно, обозрели!
КОРР: Бюрократический принцип: в ожидании любой подписи бумажка должна вылежать 30 дней. Не зря на оформление документов с несколькими подписями уходят месяцы, а то и годы. Центр работает по-другому?
СОЛОВЬЕВ: Я работал в муниципалитете и знаю об этом принципе. Он действительно есть. Правда, раньше всё измерялось неделями, сейчас уже месяцами, скоро, видимо, будет годами.
Система работы Центра позволяет выводить решение проблемы на любой уровень с подключением социальных, надзорных, силовых и административных органов, депутатов любого уровня, а так же средств массовой информации. Это позволяет нам достаточно оперативно решать копившиеся годами проблемы.
Самое главное, в государственных и муниципальных структурах начали понимать, что от нас просто так не отделаешься и, простите, не обманешь. Это сразу и очень быстро мобилизует творческий потенциал чиновников. Сейчас мы работаем над тем, чтобы представители Центра Защиты Прав Граждан ещё попали в Городскую Думу. Там тоже есть, кому сопли подтереть сборником Федеральных Законов. А то только и слышим, как наши депутаты страдают от своего бессилия.
КОРР: Судя по всему, Центру не грозит превращение в справочное бюро вроде «вопрос-ответ» для озабоченных граждан?
СОЛОВЬЕВ: Слушайте, грозит. Когда решим все проблемы, займёмся консультациями. Вряд ли это произойдёт в ближайшее время, но будем к этому стремиться.
Радует, что сам Центр стал точкой притяжения для различных общественных организаций, общественников-активистов Нижнего Тагила и пригорода. На базе Центра проходят заседания Координационного Совета оппозиционных и патриотических сил города. Правда, некоторые товарищи уже поспешили обвинить нас в расколе общества. Мы не раскалываем общество, мы его объединяем вокруг общих социальных и патриотических идей. Координационный Совет сплотил партии движения, которым удалось консолидировать свою позицию для конструктивного диалога с властью.
КОРР: По нынешним временам для обывателя слово «оппозиционный» просто пропитано крамолой – людям страшно его произносить.
СОЛОВЬЕВ: Да, люди насторожённо воспринимают слово «оппозиционный», почему-то отождествляя его с общественной дестабилизацией, разрушением сложившегося порядка. Но цель Координационного Совета как раз в обратном – в мобилизации и объединении сил, которые на сегодняшний день имеют свою позицию и потенциал для реального решения накопившихся в обществе проблем. Кстати, «оппозиционеры» – «Справедливая Россия» и «Патриоты России За Правду», КПРФ, ЛДПР имеют своих представителей в Государственной Думе РФ. Конструктивная, но достаточно жёсткая позиция по отстаиванию интересов людей – это и есть позиция Координационного Совета.
КОРР: Центр – затея новая, как и всякое живое дело она развивается. Какие замыслы планируется реализовать?
СОЛОВЬЕВ: Сейчас в Центре реализуется несколько проектов. Один из них – Центр Защиты Прав Граждан в лицах. Почти полтора месяца работы показали, что можно говорить о сегментации социальных проблем людей. Поэтому у каждого сегмента появились кураторы, которые занимаются определённым кругом вопросов.
КОРР: Это их портреты появились на билбордах?
СОЛОВЬЕВ: Да, это кураторы Центра Защиты Прав Граждан. Сейчас и в СМИ, и в наружной рекламе мы продвигаем кураторов направлений. Это известные и авторитетные люди. Например, вопросами защиты прав ветеранов, участников боевых действий, патриотического воспитания занимается руководитель «Братства Краповых беретов», бывший боевой офицер Василий Ткачук. Отстаиванием трудовых прав граждан – представитель независимого профсоюза «Солидарность» Алексей Димитров. Евгения Михайлиди – лидер партии «Справедливая Россия» в Нижнем Тагиле, акушер-гинеколог по профессии, – курирует сферу семьи, материнства, детства. Сложнейшую проблемную отрасль медицины взяла на себя руководитель профсоюзной организации медиков нашего города Татьяна Усатова. За ЖКХ отвечает представитель общественного движения «Тагил за перемены» Надежда Журавлёва. Другие наши эксперты ведут свои направления. Мы познакомим тагильчан с каждым из экспертов. Но все они специалисты высочайшего уровня, например, «Спорт» курирует заслуженный тренер России Илья Яговитин. Полагаю, многие руководители мэрии обладают сегодня меньшими регалиями, чем эксперты Центра. И надо отметить, что работают они единой командой.
КОРР: Вы персонифицировали городские проблемы, которые из обезличенных получили имя и фамилию, а граждане с вопросами – не безликого чиновника, а помощника, консультанта, которому можно по-человечески доверять.
СОЛОВЬЕВ: Вы правы. Это очень важно возродить веру жителей в справедливое и честное решение вопросов, и без людей, которые всей своей жизнью, опытом, навыками доказали свои возможности, не обойтись. Сложнее было убедить их.
Люди, приходящие к нам, видят конкретные лица, которые занимаются решением их вопросов: ведут приёмы в Центре, отвечают на телефонные звонки, ведут переписки с заявителями. Конечно, это большой труд. Но наши эксперты сегодня представляют серьёзный практический опыт и образовательный уровень, необходимый для компетентного разрешения проблемы и получения конечного результата.
КОРР: Можете назвать всех экспертов Центра Защиты Прав Граждан?
СОЛОВЬЕВ: Конечно, часть я уже назвал. Еще это Александр Мишин, руководитель ЦЗПГ, курирует вопросы ветеранов и нарушения прав пенсионеров, Сергей Белоусов, курирует вопросы образования и защиты прав педагогов, учеников и родителей, Виктор Дроздач, водитель скорой помощи, активист, занимается вопросами транспорта и Татьяна Паршина – вопросы общественных организаций, активистов, воспитания и образования.
Но понятно, что обозначенные мной направления, только основные, эксперты Центра ведут приемы и решают разные проблемы граждан.
КОРР: Что в ближайших планах?
СОЛОВЬЕВ: На базе Центра проходит много мероприятий. К примеру, в ближайших планах кроме заседаний Координационного Совета запланирован Круглый стол, касающийся захоронений на территории нашего города бойцов, умерших от ран во время Великой Отечественной войны; неотложные вопросы питьевого водоснабжения, экологии; возрождения Ассоциации старших по домам, ТОС; совещание с привлечением экспертов по вопросам медицины и так далее. И, конечно, конкретика – обращения тагильчан. По многим из них приходится проводить целые креативные советы.
КОРР: Судя по активному участию в работе Центра политиков и общественников всех уровней, тагильский Центр Защиты Прав Граждан – рабочая ячейка всероссийской структуры?
СОЛОВЬЕВ: Немного не так. «Справедливая Россия» создала целую сеть Центров по стране, и мы воплощение наработок каждого из них. Мы имеем доступ к базе знаний, которые позволяют не изобретать велосипед, а в каждом конкретном обращении действовать уже по отработанной методике.
На территории Российской Федерации люди сталкиваются с похожими проблемами. Зачем каждый раз проходить один и тот же путь, если можно воспользоваться наработками коллег, их опытом. Можно сказать, что в Центре Защиты Прав Граждан генерируется и применяется не только тагильский, но всероссийский опыт решения проблем наших людей. В этом состоит его уникальность.