28 июня 2021 года Арбитражный суд Свердловской области отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным договора купли-продажи векселей между Брокерской компанией «Регион и АО «Тагилбанк» и договора уступки требований между БК «Регион» и обществом «Тренд». Для понимания сути события восстановим в памяти читателей историю банкротства кредитного учреждения.
АО «Тагилбанк» был единственным местным банком во втором по величине городе Свердловской области. Через него проводил часть деньги такой крупный промышленный гигант, как НТМК (ЕВРАЗ), здесь рабочие многие годы получали зарплату. Тагильчане и кредитовались, и делали вклады в данном коммерческом заведении. Но в 2018 году Центробанк отозвал лицензию у банка и была запущена процедура банкротства.
Ранее, одновременно с претензиями Центрального банка зарегистрирована коммерческая организация с уставным капиталом в 10 тысяч рублей ООО «Олимпоборудование» с единственным учредителем по фамилии Пасечник. Компания стала хорошим «спасителем» Тагилбанка. «Олимпоборудование» должно было выкупить «мертвые» долги по кредитам, чтобы продемонстрировать регулятору, что финансовое здоровье банка улучшилось.
Но где взять деньги? Фирмой Пасечника были выпущены простые векселя. Именно их и предложил Алексей Чеканов московскому брокеру АО «Тренд» в качестве гарантий своей состоятельности. Так как брокер в течение последних лет имел дело с Тагилбанком в вопросе торговли ценными бумагами, сделка сомнений не вызвала. Несмотря на то, что «Олимпоборудование» отсутствием денежных оборотов на счету предприятия уверенности не внушало. Успокоило то, что Пасечник был еще и генеральным директором в ООО «Промбаза», единственным учредителем которого является все тот же Чеканов, владелец банка. Возникло предположение, что все эти фирмы аффилированы между собой, поэтому брокер успокоился – деньги будут. Деньги за векселя были переведены на счет «Олимпоборудования», открытый все в том же Тагилбанке. После чего Пасечник за полную стоимость выкупил часть невозвратных ссуд у банка, а около 10 млн были выведены в ООО «Континент», также принадлежащий Чеканову.
Банкротство шло своим чередом, но осенью 2019 года начались обыски, которые проводили сотрудники 4-го следственного отдела. Обыскивали не только помещения кредитного учреждения, но и все коммерческие и жилые объекты, находящиеся в собственности у экс-председателя правления банка Алексея Чеканова. Следователи искали пропавшие векселя на общую сумму почти в 78 миллионов рублей.
Обыски у банкира Чеканова и главного бухгалтера дали свой результат: бумаги стоимостью в 78 миллионов были найдены, несмотря на то, что конкурсный управляющий факт их существования не признавал.
Акционерное общество «Тренд» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов задолженности по этим самым векселям в размере 79 миллионов 158 тысяч209 рублей 33 копеек. Это сделало возврат денег вкладчикам еще более призрачным.
Но Арбитражный суд Свердловской области 19 апреля 2019 года в этих требованиях «Тренду» отказал. Тогда АО обратилось в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, который 4 октября, обстоятельно изучив все доказательства, вынес решение в пользу москвичей.
Затем была попытка отбиться от долга почти в 80 миллионов рублей 28 января 2020 года в Арбитражном суде Уральского округа, который признал требования «Тренда» обоснованными.
Надежда оставалась на Верховный суд. Представитель собрания кредиторов ОА «Тагилбанк» Анна Ловкина обратилась с кассационной жалобой в Верховный суд Российской Федерации с просьбой отменить решение судов апелляционной инстанции и округа, оставив в силе решение Арбитражного суда Свердловской области.
Однако в Москве посчитали, что «выводы судов апелляционной и окружной инстанции соответствуют нормам права, оснований для переоценки этих выводов не имеется». Оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации нет – 80 миллионов за векселя законно включены в реестр требований кредиторов.
Но конкурсный управляющий «Тагилбанка» решил попытать счастья и объехать решение Верховного Суда РФ в Арбитражном суде Свердловской области, добившись признания сделки с векселями недействительной: пусть злосчастные векселя нашлись, но если они недействительные, то и цена им по прайсу макулатуры.
Но судья Арбитражного суда Свердловской области пришла к другому выводу. Тридцатистраничное определение завершается словами: «В удовлетворении заявления конкурсного управляющего акционерного общества «Тагилбанк»- Государственной корпорации «Агентство страхованию вкладов» о признании недействительными договора купли-продажи векселей… отказать».
Фактически это последний гвоздь в крышку гроба «Тагилбанка». Аналитики считают, что история с векселями приведет к тому, что получить деньги с банка ни простым вкладчикам, ни юридическим лицам, имевшем остатки на счетах, теперь нереально.