В середине ноября состоялось второе заседание Свердловского областного суда по административному иску тагильской общественницы Надежды Журавлёвой о признании недействующим пункта 2 постановления Региональной энергетической комиссии о изменениях в постановлении о нормативах накопления твёрдых бытовых отходов.
Всё просто: после отмены нормативов РЭК в апелляционном суде Санкт-Петербурга в декабре 2020 года, свердловские чиновники в феврале 2021 года спокойно издали новое постановление с теми же самыми нормативами. Такие манипуляции запрещены законом, но у чиновников есть установка «о божьей росе» — своего рода индульгенция на попрание правовых норм.
На предыдущем заседании представитель РЭК заявил, что они ничего и не думали пересчитывать. Так нагло ответчики в суде себя не ведут. Не надо забывать, что Региональная энергетическая комиссия входит в структуру правительства Свердловской области.
Процесс шёл под председательством федерального судьи Максима Старкова. Вероятно, чиновники почувствовали серьёзность ситуации и на этот раз прибыли в суд целой бригадой под руководством заместителя председателя РЭК Свердловской области Бориса Соболя.
По словам юриста-общественницы Веры Мангилевой, представляющей в процессе интересы тагильчан, позиция представителей энергетической комиссии изменилась в корне. Господин Соболь заявил, что у них сделаны расчёты, и даже предоставил бумагу с расчётами нормативов накопления твёрдых бытовых отходов по категории объектов «Многоквартирные дома». Цифры в этой бумаге оказались ниже, чем в февральском постановлении, но почему-то не были использованы в постановлении РЭК.
Мангилева заявила, что она не согласна с этими цифрами, что надо провести серьёзную проверку на основе тех заявлений, которые рэковцы делали на предыдущем заседании. Для этого истец потребовала перерыв в процессе.
Бригада чиновников была озадачена тем, что какие-то общественники не принимают на веру их расчёты. «Вы же не специалисты!» — заявил Соболь.
— А надо ли иметь кандидатскую степень по математике, чтобы выяснить среднее значение трёх показателей? Достаточно сложить и разделить на три, — парировала Вера Мангилева, настаивая на перерыве для ознакомления с «мутной» кухней расчётов РЭКа.
Председательствующий на процессе Максим Старков встал на сторону истцов и назначил следующее заседание на 22 ноября 2021 года.
Кстати:
Председатель РЭК Свердловской области — «расстрельная» должность.
9 апреля 2009 года об отставке главы РЭК Николая Подкопая заявил губернатор Свердловской области Александр Мишарин. По его словам, причиной отставки главы РЭК стала неэффективная работа по утверждению тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Ныне действующий губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в июне 2020 года понизил в должности следующего председателя Региональной энергетической комиссии Владимира Гришанова, который стал заместителем.
У Гришанова в 2020 году истекал срок контракта. Обычно в таких случаях происходит переназначение на ту же должность. Однако Федеральная антимонопольная служба запретила Евгению Куйвашеву делать это. ФАС направила свердловскому губернатору письмо, в котором настаивала на увольнении председателя РЭК, так как его кандидатура не была согласована. В ФАС объясняли своё решение грубыми нарушениями со стороны начальника РЭК.
В последние годы комиссия допускала систематические и грубые нарушения законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). Кроме того, решения об установлении цен (тарифов) принимались РЭК без должного экономического и правового обоснования и не подтверждались обосновывающими материалами. ФАС неоднократно выдавала органу предписания об устранении нарушений законодательства, а также принимала решения об отмене установленных им тарифов.
Гришанов занимал должность руководителя РЭК уже около 10 лет. До этого он работал в центральном аппарате Федеральной службы по тарифам. С началом действия «мусорной реформы» РЭК неоднократно критиковали из-за установленных нормативов по накоплению мусора и высоких тарифов на услугу по вывозу отходов. На цены жаловались как физические лица, так и бизнес, для которого вывоз мусора одномоментно подорожал в пять раз.
В итоге ФАС провела проверку тарифов и нашла нарушения, из-за которых жители Свердловской области с 2016 г. платили за услуги ЖКХ по завышенным тарифам. Владимиру Гришанову были выданы предписания об устранении нарушений. Также ему необходимо было проанализировать обоснованность тарифов и проинформировать об этом УФАС в установленный срок. РЭК представила документы, но они не соответствовали нормативным требованиям.
В результате антимонопольная служба обратилась в суд. Общая сумма 22-х штрафов составила порядка 1 миллион рублей. После этого цены на услуги снизились на 20-30 процентов.
Агата Кузнецова