Авторами инициативы выступили жители дома №10 по проспекту Строителей (больше известного тагильчанам, как «Подкова»). Дело в том, что центральную часть здания, созданного по канонам сталинского ампира, украшала балюстрада – «уникальная архитектурная конструкция», представляющая собой небольшое ограждение, состоящее из отдельных балясин (фигурных столбов), соединенных с помощью балки.
Время неумолимо уничтожало красоту, созданную в середине прошлого века. Большая часть балясин оказалась разрушена, и балку подпирали только прутья ржавой арматуры.
В марте этого года здание «подверглось» капитальному ремонту, и современные строители, не мудрствуя лукаво, зашили пространство между балкой и карнизом профнастилом.
Жители Нижнего Тагила остались недовольны ремонтом крыши. Декоративные колонны на кровле больше напоминали надгробия.
В этой связи собственники квартир многоэтажки обратились в соответствующий отдел администрации, но в мэрии людям объяснили, что этот дом не входит в список объектов культурного наследия города, поэтому с ним при ремонте можно не особо церемониться.
Упорные жители, зная, что в Нижнем Тагиле есть местное отделение такой творческой организации как Союз архитекторов, поспешили за помощью к этим компетентным людям. Творческие специалисты посоветовались между собой и решили, что надо спасать архитектурное достояние города, пока его не обезобразили самодеятельные «реставраторы», как это случилось почти со всеми домами на Красном камне.
Родилось письмо, подписанное членами Союза архитекторов, которое было увезено в Екатеринбург. Вот что сказала «Реальному Тагилу» член творческого союза зодчих Наталья Солодова:
— Мы направили в областное Управление по охране объектов культурного наследия предложение, чтобы все дома в границах проспект Мира — проспект Ленина — Театральная площадь – проспект Строителей получили статус объектов культурного наследия. Пока к этой категории относится только три дома из десяти. Между тем этот центральный квартал представляет собой единый архитектурный ансамбль, который создавался Ленинградскими проектными институтами и практически строился, как единый объект.
Дело в том, что статус объекта культурного наследия — это своего рода охранная грамота, не позволяющая перестраивать, ломать и коверкать здания по прихоти арендаторов или собственников. Даже обычные ремонтные работы на таких объектах требуют утверждения специального проекта и допуска к работам лишь организаций, имеющих специальные лицензии. Будем надеяться, что областные власти поддержат нас.