Андрей Солтыс: «Городской дворец детского творчества собираются переодеть в архитектурную телогрейку» - Все новости Нижнего Тагила и Свердловской области
30.11.2020
1491
Андрей Солтыс: «Городской дворец детского творчества собираются переодеть в архитектурную телогрейку»

Планы мэрии города произвести капитальную реконструкцию Городского дворца детского и юношеского творчества вызвало неоднозначную реакцию общественности. В архитектуре, как  и в педагогике  и искусстве  у нас разбираются все. Тем более в эпоху, когда на лестнице профессиональной компетенции ключевым считается принцип отрицательного отбора.

Под архитектурой понимается искусство, и наука строить. Большинство нынешних городских «искусствоведов» в городе почему-то вышли с биофака местного  пединститута. «Реальный Тагил» решил перепрыгнуть  этих  специалистов  и задать  вопросы по предстоящей реконструкции  напрямую  архитектору  Андрею Солтысу.

—  Андрей Владимирович, Когда и кем был спроектирован и построен дворец?

—  Проект городского дворца пионеров был разработан в ЦНИИЭП зрелищных зданий в 70-е годы прошлого века.  Одним из авторов проекта был мой отец Владимир Иванович Солтыс. 

—  Что из первоначального замысла так и не удалось  осуществить?

— Здание было построено в конце 80-ых (в 1988 году). Проект благоустройства участка, разработанный институтом «Тагилгражданпроект», включал в себя сквер, выходящий к пруду. Был вариант строительства эллинга на берегу, как продолжение сквера. Но, к сожалению, ни одного дерева в этом «сквере» так и не было посажено, территория осталась неблагоустроенной, что позволило часть участка передать под строительство «минигостиницы». Собственно приобретатели участка строить ничего не собирались, рассчитывали не безвозмездно переуступить его, что, собственно, и сделали спустя время. Но сроки вышли, строительство новым владельцем не началось, и участок вернулся муниципалитету.

—  Имеет ли сегодня здание дворца, какую-то архитектурную ценность, или общественность напрасно ломает копья, стремясь сохранить его исторический облик?

— Расположение Дворца Пионеров рядом с прудом — логично, так как появляется масса возможностей внутреннего развития участка. Но почему именно здесь? А потому что он рассматривался как общегородской дворец, и необходимо было обеспечить максимально возможную доступность из разных районов города.  Рядом с дворцом, по генеральному плану, расположен второй мост через пруд связывающий Гальянку с улицей Кулибина. К сожалению, строительство городской транспортной инфраструктуры очень сильно отстаёт.  Достаточно сказать, что строящийся сейчас мост впервые появился на генплане города в 1947 году.

Это, конечно не геометрический центр города, но выбор местоположения дворца, несомненно верен. Здание весьма значимо в формировании облика города. И именно таким его и проектировали. В здании великолепный актовый зал. Замечательно разработана планировка входной группы с гардеробом. Многосветовое пространство с пандусом, спортивный зал, кружковые комнаты.  Даже сейчас, по прошествии стольких лет, архитектурные решения не теряют своей актуальности.

Естественно, что и внешний облик должен соответствовать внутреннему содержанию и той роли, которую здание должно играть в облике города.

— Почему в Нижнем Тагиле для властей нет разницы между статусом дворца и  ведомственной котельной? Обшить  дворец  фермерским материалом это все равно, что прийти на дипломатический прием в ватнике. А чего стоит превращение сталинского ампира  дома на  проспекте Мира, где «Спорттовары», в дребезжащую кастрюлю – это же откровенный вандализм!

— Примеров безалаберного подхода к «реконструкции» фасадов в Нижнем Тагиле достаточно. Это кинотеатр «Сталь» на Тагилстрое, изуродованный сайдингом и превращенный в магазин. «Спорттовары» по проспекту Мира, облицованный металлокасетами. Сайдинг на Дворце молодежи, бывший ДК «Строитель». В конце концов, здание администрации, бывший горком КПСС.  Здесь вместо витражей появились обыкновенные окна – внешне, значимость здания сразу упала. А ведь, в свое время фотография ГК КПСС и Драмтеатра (вид через пр. Ленина, со стороны ул. Пархоменко) была опубликована в журнале «Архитектура ГДР», как пример гармоничного сосуществования классической и современной архитектуры.  Теперь этого точно не скажешь.

Можно продолжить список неудачных решений, облицевав ГДДЮТ сайдингом. Собственно, сайдинг и предназначен для облицовки. Но может быть этот дешевый материал и использовать для аналогичных зданий: сараев, бытовок, временных строений, или там, где скорость и цена являются определяющими. А для такого здания, как ГДДЮТ нужен иной подход – более качественный и профессиональный. После реконструкции фасадов здание, как минимум,  не должно выглядеть хуже. Цвет, однозначно, не должен быть желтым. Цвет в архитектуре имеет большое значение. Неправильное оформление может полностью изменить архитектурный облик, изменить соотношение частей, ухудшить или улучшить впечатление от здания. В данном случае, несомненно, ухудшение.

Очень хочется надеяться, что представленное, явно неудачное, решение не будет окончательным.

— Почему при  росте административного штата  в Нижнем Тагиле нет должности городского архитектора и должности городского художника, слово которых  должно быть решающим?

— Конечно, абсолютно верный вопрос о компетентности принимающих решения. Простым введением новых должностей вряд ли можно решить проблему профессионализма. При решении сложных профессиональных задач необходима коллегиальность, иногда столкновение мнений.

В истории архитектуры немало примеров, когда оживленные, порой бескомпромиссные дискуссии приводили к появлению шедевров. При этом ответственность всегда лежит на руководителе.  В условиях, когда есть начальник управления, главный архитектор, главный художник, не понимаю, как распределить ответственность за принятие решений в этом триумвирате. Под коллегиальностью я имею ввиду несколько иное: совещательный орган — градостроительный совет при администрации города с привлечением специалистов-профессионалов, общественности, прессы, депутатов и малый градсовет с представителями районных администраций, проектных организаций, заинтересованных лиц. Многоуровневость и широта обсуждения, я уверен, обеспечит открытость и понятность позиции при принятии  решений. Конечно в обсуждении вопросов, связанных с архитектурой и градостроительством обязательно участие профессионалов. К сожалению, их сейчас в коридорах власти не много, а тех, кто остался, не всегда слушают.

Фото: пресс-служба мэрии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии