Накануне министр образования Сергей Кравцов заявил, что отныне на уроках детям пользоваться телефоном будет нельзя. Редакция «Реального Тагила» решила выяснить у родителей и учителей, как они относятся к такому нововведению.
Совсем недавно отгремели первые школьные звонки, сотни тысяч образовательных учреждений по всей стране открыли двери в мир знаний, а ученики сели за свои парты. Во время общероссийского родительского собрания 31 августа министр образования Сергей Кравцов сделал несколько заявлений: в школах останется очная форма обучения с тетрадями и книгами, дети будут учиться по новым стандартам, все школы приведут к единообразию по учебникам, а ученикам отныне запрещено пользоваться на уроках мобильными телефонами.
Откуда у проблемы ноги растут?
Конфликтные ситуации из-за использования во время уроков сотовых и детьми, и учителями неоднократно становились достоянием общественности. Дети «наезжали» на учителей, что имеют право, а педагоги даже юридически никак не могли воздействовать на учеников, которые вместо учебного процесса играли в игры и смотрели «видосики». Родители в таких ситуациях чаще всего поддерживали своих чад, из-за чего дети начинали вести себя ещё более раскрепощённо. Отныне этот вопрос перешёл в правовое поле и получил статус решённого.
Детям разрешается пользоваться мобильниками во время учебного процесса только в следующих случаях:
если это перемена;
если это начало или конец учебного дня;
если это критическая ситуация или возникла острая необходимость.
В соцсетях, родительских и учительских чатах начались бурные обсуждения такого решения Минобра. Люди не только высказывают оценочные суждения по данному факту, но и пытаются найти рамки дозволенного. Редакция «Реального Тагила» решила выяснить, как родители и педагоги школ Нижнего Тагила отнеслись к этой идее.
Родительские права и сотовые телефоны
Многие родители оказались на стороне министра образования и назвали решение о запрете сотовых телефонов на уроках реальным решением проблемы с излишней цифровизацией общества. По аналогии с чиновником многие вспомнили свое детство, когда мобильники были чем-то на грани фантастики, а на уроках советские ученики общались между собой записками и шепотом.
«Мой сын 8-классник честно признался, что иногда они с одноклассниками пересылают друг другу ответы на вопросы, решают задачи и тесты. Конечно, взаимовыручка – это хорошо, мы и сами друг другу помогали в школе, но не списывали с ГДЗ, а шли в библиотеку, получали двойки, потом от родителей… Не нужны им сотовые на уроках», – считает тагильчанка Мария.
Мама пятиклассника Ивана уверена, что мера будет оправдана, если педагоги не будут «перегибать палку».
«На уроках, наверное, нет смысла в мобильных. Но мне надо знать, когда ребёнок пришёл в школу, когда уроки закончились. В начале и конце учебного дня телефон сыну нужен. Главное, чтобы их не забирали, как в некоторых оздоровительных лагерях делают. Пусть лежит у него в рюкзаке», – полагает Светлана.
Среди опрошенных редакцией «Реального Тагила» родителей были и те, кто предложил запретить сотовые современного типа и социальные сети, чтобы ребёнок не отвлекался от учёбы и не сходил с ума. Так отец ученика 2 класса Алексей поделился с редакцией, что у его сына сотовый и соцсети под строгим запретом:
«Кто-то полагает, что я деспот или тиран, это их проблема. Я хочу, чтобы мой сын вырос мужчиной с нормальной психикой, без зависимости от «лайков» и желания подражать всяким даням милохиным и прочим неадекватным медиа-личностям. У ребёнка есть телефон по типу старой «Нокии» – позвонил, что дома, что на тренировке, что пришёл-ушёл там. Больше ему телефон незачем. Дома и так дел хватает, уроки не отвлекает делать, дури в голове меньше», – уверен тагильчанин.
Согласна с мужчиной и мама пятиклассника Степана Елена. Женщина уверена, что гаджеты только отрицательно влияют на ещё не сформировавшийся мозг подростка.
«Я точно «за» нововведения. Меньше времени за телефоном будут проводить, к урокам готовиться, а не «видосики» смотреть и игры брякать. Думать головой, а не в ГДЗ пялить глазки. Мы же проучились без телефонов», – полагает тагильчанка.
Однако среди родителей есть и те, кто считает данную норму лишением ребёнка прав и свобод. Такие родители уверены, что учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы у детей не было даже мыслей о телефонах и играх. Вдобавок тагильчане рекомендуют педагогам следить и за собой.
«Как я должна объяснить сыну, что его «Марьиванне» можно пользоваться гаджетом на уроке, а ребёнку нельзя. Учителям надо с себя начинать. Ведь иногда ребёнку хочется посмотреть время, посчитать что-то на калькуляторе или повторить стихотворение», – полагает Надежда.
Педагоги бьют в ладоши
Если у родителей мнения разделились, то педагоги единогласно поддерживают данную меру. По словам учителей, нередко между ними и детьми происходили конфликты на почве использования телефонов на уроках.
«Я преподаю русский язык и уверена, что при помощи гаджета правила и нормы моего предмета усвоить просто невозможно. Сочинения под копирку и списанные с ГДЗ задания не подготовят ученика ни к ОГЭ, ни к ЕГЭ. Ведь там же гаджеты запрещены», – поделилась с редакцией учитель одной из тагильских школ.
Её коллега из начального звена полагает, что постоянное «пиканье» и поиск телефона на уроке отнимают едва ли не половину времени, отведённого на сам образовательный процесс:
«Меня удивляют родители, которые звонят своим детям прямо на уроке, чтобы спросить, как дела, как настроение. Ну, дождитесь вы конца дня, перемены и спрашивайте на здоровье! Постоянное «пиканье», сообщения, потом поиски в ранцах мобильника отвлекают весь класс. Другое дело, если ученик, например, не сообщил родителям, что уже в школе. Но для этого есть я – учитель, можно и мне написать–позвонить. Адекватные родители именно так и делают», – полагает педагог.
По мнению большинства учителей, такая мера позволит детям справиться с зависимостью от соцсетей и «лайков». Некоторые педагоги предлагают и вовсе запретить школьникам пользоваться подобными техсредствами или ограничить потребление поступающего в юные, ещё не окрепшие головы контента.