"Корни трудовой доблести": вместе с краеведом и архитектором вспоминаем историю уникального чугунного забора
14.11.2022
3669
«Корни трудовой доблести»: вместе с краеведом и архитектором вспоминаем историю уникального чугунного забора

А также оцениваем новую «кладбищенскую оградку» и узнаем, откуда «украли» забор для «Зеленого бульвара».

В Нижнем Тагиле прошла реконструкция проспекта Мира в районе «Зеленого бульвара», которая привлекла к себе внимание многих горожан. Ажиотаж вызван исчезновением уникальных чугунных заборов, на месте которых появилась новая ограда – спайка из профильных труб. Для справедливости стоит упомянуть, что еще на прошлой неделе часть «нового» забора была покрыта ржавчиной, но в пятницу на объекте можно было заметить маляров с ведерками серой краски. Ее едкий запах также распространился на весь «Зеленый бульвар».

Тагильчан возмутила пропажа чугунных оград – в соцсетях они буквально атаковали Управление городским хозяйством требованиями найти забор и вернуть его на место «кладбищенских оградок». На эту тему поторопился высказаться и глава города Владислав Пинаев. По его заверениям, исторический забор вновь появится на «Зеленом бульваре» в 2023 году, правда и здесь все не так просто.

Фото: varlamov.ru

В связи с этим редакция «Реального Тагила» приняла решение напомнить горожанам о историко-культурной ценности тагильского чугунного забора. О появлении чугунного литья на улицах города корреспондент издания поговорил с председателем Нижнетагильского клуба краеведов Алексеем Хлопотовым.

По его словам, сам дизайн оград появился в 19 веке и был вдохновлен узорами с питерских мостов, элементы для которых также отливались на Урале.

«В Нижнем Тагиле эти ограды начали устанавливаться во второй половине сороковых годов после Войны. Тогда, в 48-м году, если мне память не изменяет, был принят новый архитектурный план Нижнего Тагила. Начали строиться большие, красивые сталинские дома, а ограды планировались как украшение наших улиц. До этого, в 30-е, 20-е, да и в годы войны на это никто не обращал внимание: улицы были в основном без твердого покрытия – их посыпали золой, шлаком. Соответственно, была грязь. После войны была принята глобальная программа реконструкции, чтобы город обрел современный, красивый вид. Соответственно, чугунная ограда – это дорого, богато, эстетично, красиво, помпезно. Она придает особый колорит. Так, с конца сороковых и начала пятидесятых годов эти ограды с характерным рисунком стали визитной карточкой Тагила, которая иногда даже применяется в городской символикой», — рассказал краевед.

В социальных сетях некоторые горожане заметили, что уникальное тагильское литье можно встретить и в других городах. Так, некоторые попытались обесценить значение забора для Урала, ссылаясь на фотографии идентичных оград, например, у московской Яузы. С другой стороны, все оказалось довольно логично:

«Только Тагилу, конечно, узор не принадлежит. Понятно, что заказы были большие, с разных городов. Ограды поставлялись по всему Советскому Союзу, чтобы была какая-то рентабельность. Заказы делались на местных заводах, предприятиях. Если есть своя металлургия, зачем куда-то обращаться? Речь не только о Тагиле, но и об округе. Это наша, местная достопримечательность. Символ Урала, города. Такие узоры можно и на книгах найти, на фотографиях, работах художников – элемент очень узнаваемый и характерный», — пояснил Алексей Юрьевич.

Лить такие заборчики перестали во времена Хрущева ввиду экономии, но уже в 70-е – 80-е производство возобновили, пусть качество новой продукции не шло в сравнение с оригинальными оградами. Спустя десятилетие, в 90-е года, началось постепенное уничтожение литых заборов.

«Последняя ограда, насколько я знаю, лежала где-то на складах. Она должна была устанавливаться на какой-то воинский мемориал, и вот ее поставили, когда ремонтировали театральную площадь в районе центральной библиотеки. Она достаточно характерная, со звездами. На этом чугунная ограда кончилась», — утверждает Хлопотов.

Что примечательно, история забора с «Зеленого бульвара» оказалась чуть более запутанной – он уже как минимум второй раз пропадает со своей локации. Причем предыдущая пропажа была безвозвратной:

«Если брать конкретно историю с «Зеленым бульваром», то можно вспомнить, откуда там появилась чугунная ограда. Изначально, с шестидесятых-семидесятых годов, там был трубчатый забор, а эту ограду во время реконструкции при Носове сняли с парка имени Горького. Тогда очень сильно возмущался детско-юношеский центр «Мир», который следил за этим парком – он находился в его ведении. Им тогда заявили, что это временная мера: «Мы этот забор поставим на Зеленый бульвар, а вам потом сделаем новый». В итоге в парке имени Горького забора нет до сих пор, а сейчас этот забор [стащили] еще и с Зеленого бульвара».

Внимательный горожанин заметит, что таким образом пострадал не только «Зеленый бульвар».

«Ограды были сняты, например, с проспекта Ленина по абсолютно непонятной причине. И непонятно в каком направлении, кстати. Если раньше практически все центральные улицы были украшены чугунной оградой, то сейчас ее куски то там, то сям. Постоянно их куда-то ссылают, девают, разворовывают. Естественно, это нарушает архитектурный облик города. Куда забор дели – непонятно. Может он ушел кому-то на дачу, но это слишком жирно было бы, забор то длинный. Участок тоже нужен немаленький. Ну или скорее всего просто ушел в металлолом. Стоимость металла достаточно высокая, чугун тяжелый. Сдали, а денежки как за списанный металл положили себе в карман», — иронизирует краевед.

«А по поводу современного металлического профиля… слов нет. Видно, что все это, вся современная архитектура, отделки фасадами, сайдингами и так далее, все эти легковозводимые сооружения типа нашего «Президентского» ну и наши «кладбищенские оградки» — все это дает ощущение какой-то однодневности. Раньше строили на века, на десятилетия создавали архитектурный облик. Сейчас такое ощущение, что «после нас хоть потоп». Мол, сделаем по-дешмански оградку и пускай стоит, зато денег срубим», — добавил он.

Не в восторге от новых решеток и бывший глава Управления архитектуры Андрей Владимирович Солтыс. Кстати, именно он занимался переорганизацией «Зеленого бульвара» при экс-мэре Нижнего Тагила Сергее Носове.

«Забор на зеленом «Бульваре» необходим: с точки зрения функции – обязательно, с точки зрения эстетики… ну если они воткнули это [недоразумение] – [плохо]. Забор там нужен, чтобы был эффект защищенности, да и эстетики. Еще бы кусты посадить, чтобы была возможность пройтись более-менее защищенно. В то же время любые кусты, особенно летом, худо-бедно, но защищают от ветра. Да и так просто симпатичней. В городе должно быть красиво. А сейчас «красота» складывается не только из облупленных фасадов, но и из наплевательского отношения к благоустройству. И здесь именно так. А что сказать, если действующий глава города – временщик?» — высказался бывший главный архитектор.

Он упомянул и свой опыт аналогичных работ на набережной. При разработке проекта также вставал вопрос установки решеток, и по результатам мы видим, для кого историческая память все-таки была важна:

«На набережной стоит моя решетка. Она другая, более современная. Мы сначала рассматривали вариант с классическими кольцами, которые надо отливать, но потом решили, что на набережной нужно сделать что-то другое – с одной стороны попроще, а с другой стороны чтобы было не вычурно, то есть чтобы дизайн отвечал современности. Но с отсылкой в прошлое», — отметил Солтыс.

На самом деле ситуация с забором на «Зеленом бульваре» — очень показательный момент. Со стороны это выглядит как попытка создать прецедент «исторического отречения» в пользу банальной экономии бюджета. Проблема же в том, что такой путь уступок никогда не заканчивается ничем хорошим – под эгидой «осовременивания» осуществляются дешевые проекты, экономия на которых не проявляется ни в чем, кроме необходимости регулярно подкрашивать да подлатывать.

На данный момент в городе разрушается масса исторических зданий: историки устали бить тревогу, а любая инициатива по возрождению культурного облика пресекается на корню. Администрация будто бы ждет, когда строения сами разрушатся (ждать – это же бесплатно, да?), чтобы заменить их чем-нибудь слепленным на скорую руку, тем самым заработать баллы в глазах региональной власти и местных жителей. Возможно, через несколько десятков лет мы будем наблюдать стандартизированный город с заборами из дешевых труб, фасадами из сайдинга – город без памяти, без прошлого, без будущего.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии