Помощник прокурора Ленинского района Олеся Кузьминых разъясняет законодательство о защите прав потребителей при покупке товара ненадлежащего качества.
При покупке товара и обнаружении в нём недостатков, которые продавец не оговорил, потребитель на основании ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» имеет право по своему выбору потребовать:
— замены на товар этой же марки;
— замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Вышеуказанные требования потребитель имеет право предъявить продавцу в течение гарантийного срока, а если он не установлен, то в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг. для ремонта, уценки, замены или возврата их потребителю осуществляется за счёт продавца и его силами.
Если товар приобретён в интернет-магазине, то на заключённый договор купли-продажи распространяются правила продажи товаров дистанционным способом. В таком случае доставленный товар передаётся потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя – любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа, либо иное подтверждение заключения договора розничной купли-продажи или оформление заказа.
При заказе индивидуально-определённой вещи товар может использоваться только исключительно приобретающим его потребителем. Товар надлежащего качества, обладающий индивидуально-определёнными свойствами вернуть или обменять нельзя. Примером такого товара может служить дверь, не входящая в стандартный перечень выпускаемых производителем товаров, (дверь нестандартных размеров, цвета, конструкции, изготовленная по эскизу, согласованным между покупателем и продавцом, когда перечень требований покупателя к критериям двери (размер, цвет, рисунок, текстура), который определён в договоре.
В случае, если в товар, изготовленный на заказ, имеющий индивидуально-определённые свойства, был передан потребителю ненадлежащего качества, либо он не соответствует договору (эскизу), то к данной ситуации применяются нормы, которые устанавливают права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы.
Заявить о своих требованиях можно путём направления письменной претензии в адрес продавца, которую необходимо написать в двух экземплярах. К одному из них потребитель прикладывает копии всех имеющихся документов, относящихся к проблеме, например, копия товарного или кассового чека, копия договора купли продажи, копия гарантийного талона.
Претензию с приложенными копиями документов необходимо передать продавцу лично с отметкой в получении претензии или направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
Продавец обязан удовлетворить требования потребителя в 10-дневный срок. По истечению указанного срока потребитель, в случае неудовлетворения его требований, вправе обратиться в суд.