В первой половине 2025 года российский рынок традиционных молочных продуктов столкнулся со значительным спадом продаж. Как свидетельствуют данные исследования компании «Нильсен», с которыми ознакомились «Известия», за семь месяцев года реализация стерилизованного молока сократилась на 10,8%, сливочного масла и маргарина — на 10,7%, а ряженки — на 6,6%.

Основной причиной снижения потребительского спроса аналитики называют резкий рост розничных цен. Согласно информации Росстата, за этот период сливочное масло подорожало на 34%, а сметана и молоко — на 22%. Как пояснил Дмитрий Мирончиков, партнер консалтинговой компании «Агромиля», данная инфляция была спровоцирована увеличением себестоимости сырья — сырого молока, кормов для животных и энергоносителей.
Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков привел наглядный пример: для производства одного килограмма масла необходимо 23 килограмма сырого молока. В июле 2025 года тонна такого сырья стоила более 41,9 тысячи рублей, что на 23% выше показателей прошлого года.
На этом фоне часть покупателей переориентировалась на так называемые «современные» молочные продукты. По словам представителя «Нильсен», это подтверждается ростом продаж гранулированного творога на 13,1%, а также йогуртов и молочных десертов на 6,5% и 6,9% соответственно.
Ситуацию на рынке усугубляет предстоящая отмена госсубсидий на сырое молоко, запланированная на 2026 год. Гендиректор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко полагает, что это решение может снизить рентабельность крупных молочных производств и спровоцировать новый виток роста закупочных цен, что в конечном итоге приведет к дальнейшему удорожанию товаров в магазинах.
В Министерстве сельского хозяйства сообщили, что производство сырого молока в первом полугодии достигло 16,9 млн тонн. В ведомстве уверены, что наращивание сырьевой базы позволит увеличить выпуск готовой молочной продукции, такой как питьевое молоко и творог.
